Способы снижения риска

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на

- хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, непредусмотренного к обязательной поставке в определенный срок;

- хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном по лучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги

Факторинг представляет собой комплекс банковских услуг, направленных на отсрочку платежа. На практике это выглядит следующим образом. Компания, предприятие, которое является клиентом банка, осуществляет сделку по покупке какого-либо товара. При этом сделка между сторонами происходит с условием отсрочки платежа. Долг своего клиента берет на себя банк на основании заключенного договора.

Он уплачивает стоимость товара, о чем сообщает в письменном виде своему клиенту. Вначале на расчетный счет поставщика товара банк перечисляет 90% от общей стоимости.

Остальные 10% на расчетный счет кредитора попадут после уплаты дебитором банку суммы задолженности в установленные сроки. При этом из оставшихся 10% банк удержит комиссию у своего клиента, поставщика товара, за предоставление банковской услуги - факторинг.

Факторинг является весьма востребованным у предприятий, компаний у которых нет достаточного количества оборотного капитала для расширения своего бизнеса.

При оказании этой финансовой услуги банк берет на себя кредитный риск, который заключается в не погашении задолженности. Этот риск банк готов взять на себя за дополнительную плату. При этом между банком и его клиентом заключается соответствующее соглашение. В этом случаи поставщик товара получить всю сумму за него в любом случаи, даже если дебитор не погасит задолженность банку. Такой вид факторинга называется без регресса.

Если между банком и его клиентом подобного соглашения не было, то в случаи не погашения покупателем задолженности банк может потребовать с кредитора уже перечисленную сумму за товар. Такой вид факторинга называется с регрессом.

Факторинг может носить открытый и закрытый характер в зависимости от особенности уведомления.

В случае уведомления покупателя об участи в сделки банка, который оплачивает товар, факторинг носит открытый характер.

Если же покупатель не поставлен в известность о заключении соглашения на оказание банком услуги факторинга поставщику, то такой факторинг называется закрытым. В этом случае покупатель продолжает перечислять свой долг по обязательствам продавцу товару, который в свою очередь перечисляет необходимые суммы на расчетный счет банка.

Факторинг представляет собой вид кредитования, но в отличие от классического кредита его величина не фиксирована и может расти с увеличением объема продаж, что является существенным преимуществом этой финансовой банковской услуги.

К недостаткам ее можно отнести более высокий процент за ее предоставление и строгие критерии к покупателям (кредиторам), с которыми сотрудничает клиент банка (продавец). Таким образом, банк может диктовать ему свои условия, что может закончиться для продавца потерей клиентов.

В целом, любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

• не забывать о последствиях риска;

• не рисковать многим ради малого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: