Нравственная культура Православия

Система нравственных норм в мировых религиях.

1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014. -144 с.: ил.

(В дополнение к учебнику Кураева было создано методическое пособие Г. А. Обернихиной, Издательство «Просвещение», а также рабочая тетрадь того же автора, того же издательства).

Предметная линия «Система нравственных норм в мировых религиях. Нравственная культура Православия» в данном учебно-методическом комплексе прослеживается в следующих темах:

× Урок 6. «Проповедь Христа» (стр. 27). На уроке ученики знакомятся с основными нравственными принципами христианства, которые выразил Христос в Нагорной проповеди.

Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, формирование первичных представлений об учении Христа Задачи урока: познакомить школьников с учением Христа, Его основными заветами, главным смыслом Нагорной проповеди; продолжить формирование христианского отношения детей к жизни и людям; побудить детей к анализу собственных поступков.

× Урок 9. «Православное учение о человеке» (стр. 45). На уроке учащиеся получат представление о таких нравственных категориях, как любовь, свобода, внутренний мир человека, образ Божий и др.

Цель урока: формирование представления о внутреннем мире человека, о душе в свете православного мировоззрения. Задачи урока: развитие представлений о нравственных православных категориях: свобода, любовь, способность мыслить, способность творить; создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о душе; создать условия для понимания детьми выражения «Бог дал — Бог взял!», когда потеря превращается в подарок.

× Урок 10. «Совесть и раскаяние» (стр. 51). Рассуждение по поводу таких нравственных категорий, как добро, зло, грех, стыд, совесть, раскаяние, радость.

Цель урока: углубление представлений о добре, зле, преступлении; ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения. Задачи урока: продолжить развитие представлений о нравственных православных категориях: добро, зло, совесть; грех и раскаяние; создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений православного учения о совести и раскаянии.

× Урок 11. «Заповеди» (стр. 58). Знакомство с христианскими Заповедями и их краткое толкование.

Цель урока: формирование представления об основаниях, по которым можно различать добро и зло, о Библейских заповедях. Задачи урока: познакомить учащихся с 10 заповедями Бога, данными Моисею; создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе православного учения о Заповедях Бога; обсудить с детьми знакомых им фольклорных и литературных героев, которых можно назвать ненавидящими других, лживыми, завистливыми.

× Урок 12. «Милосердие и сострадание» (стр. 61). Разбор нравственных христианских категорий: милосердие и сострадание с опорой на библейскую притчу «О милосердном самарянине».

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании; освоение данных понятий на новом для учащихся материале. Задачи урока: формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям; создать условия для развития нравственного развития личности.

× Урок 13. «Золотое правило этики» (стр.67). Рассуждения по поводу золотого правила этики. Разбор таких категорий как осуждение - неосуждение.

Цель урока: формирование представления о золотом правиле этики, главном правиле человеческих отношений; углубление представлений о нравственных православных категориях; неосуждение, как проявление милосердия; освоение ключевых понятий темы. Задачи урока: познакомить детей с золотым правилом этики; создать условия для совершенствования самостоятельной ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики; обсудить с детьми знакомых им сказочных и литературных героев, которые не следуют «золотому правилу этики».

× Урок 20. «Заповеди блаженств» (стр. 93). На данном уроке происходит разбор заповедей блаженств с их кратким толкованием. Также ученики знакомятся с такими христианскими категориями, как вера, блаженство, кротость, чистота сердца и др.

Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о заповедях блаженства. Задачи урока: познакомить учащихся с основными заповедями Христа; продолжить формирование христианского отношения детей к жизни и людям; побудить детей к анализу собственных поступков.

× Урок 21. «Зачем творить добро?» (стр. 99). На уроке происходит углубление понимания золотого правила этики, а также происходит рассуждения на тему: Зачем творить добро?

Цель урока: углубление понятия «золотое правило этики»; размышление о том, что радость можно получить, когда творишь добро другим людям. Задачи урока: продолжить знакомство с «золотым правилом этики»; создать условия для нравственного развития личности (обсудить с детьми знакомых сказочных и литературных героев, поговорить о близких людях, которых они считают добрыми, которые получают радость, творя добро другим).

2. Костюкова Т. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой; под ред. Т. Д. Шапошниковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 191, [1] с.: ил.

(В дополнение к учебнику Костюковой было создано методическое пособие, авторы: И. Н. Каиль, В. В. Матвеева, С. А. Процкая под ред. Т. Д. Шапошниковой, издательство Дрофа. А также рабочая тетрадь того же авторского состава, того же издательства).

Предметная линия «Система нравственных норм в мировых религиях. Нравственная культура Православия» в данном учебно-методическом комплексе прослеживается в следующих темах:

× Урок 22. «Христианские заповеди. Совесть» (стр. 123). На этом уроке происходит разбор понятия «заповедь», а также учащиеся знакомятся с христианскими заповедями. При этом производятся краткие комментарии по каждой из заповеди.

Цель урока: знакомство учащихся с содержанием и нравственным смыслом христианских заповедей. Задачи урока: формирование первичных представлений о существовании религиозных предписаний, согласно которым христиане должны строить свою жизнь; знакомство с понятиями «заповедь», «моральные законы (нормы)»; знакомство с христианскими заповедями; объяснение особенностей понимания православными христианами понятия «жизнь по совести»; развитие представлений о существовании моральных законов (норм), общих для всех людей (вне связи с их религиозными убеждениями); развитие представлений о нравственности, обогащение личного нравственного опыта; развитие представлений о нравственных и духовных ценностях.

Урок 23. «Любовь» (стр. 127). Урок «Любовь» посвящен важнейшей ценности православной культуры — пониманию христианской любви к людям, к Богу, к самому себе. На уроке поднимаются и предлагаются к обсуждению вопросы нравственного выбора человека, раскрываются мотивы такого выбора.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о христианском понимании любви. Задачи урока: развитие представлений о любви и милосердии как этических категориях; актуализация и развитие представлений о роли любви и милосердия в жизни человека; развитие представлений о морали и нравственности; развитие представлений о законах человеческого общежития; совершенствование умений в области коммуникации.

3. Бородина А. В. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / А.В. Бородина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 192 с.: ил.

(В дополнение к учебнику Бородиной было создано методическое пособие, программа курса, рабочая тетрадь и рабочая программа того же автора, того же издательства).

Предметная линия «Система нравственных норм в мировых религиях. Нравственная культура Православия» в данном учебно-методическом комплексе прослеживается в следующих темах:

× Тема 2. «Православная духовная традиция» (стр. 12). В этой теме раскрываются понятия: традиции, духовные традиции, культура.

× Тема 5. «Культура и религия» (стр. 30). Понятие «культуры» как результате духовного и материального труда человека, как отражения «неповторимого облика» народа. О взаимосвязи культуры и религии в истории человеческого общества. Основные признаки культуры.

× Тема 6. «Добро и зло в православной традиции» (стр. 35). Традиционный православный взгляд на происхождение добра и зла. Рассуждения на тему: добрый человек, злой человек. Раскрытие понятий: грех, грехопадение, рабство греху.

× Тема 8. «Золотое правило нравственности» (стр. 48). Формулировка, смысл правила, распространённость в культурах «Золотого правила нравственности».

Из требования к уровню подготовки учащихся. Знать, формулировку Золотого правила нравственности, знать, как оно передано словами Спасителя в евангельских текстах. Понимать смысл Золотого правила нравственности. Уметь приводить примеры использования того правила.

× Тема 9. «Любовь к ближнему» (стр. 52). Рассуждения на темы «Кто мой ближний?», «Как определить, кого нужно любить как самого себя?» согласно евангельской притче о добром самарянине.

× Тема 10. «Милосердие и сострадание» (стр. 56). Из требования к уровню подготовки учащихся. Знать значение и написание слов «милосердие», «сострадание», книжник», «искушать»; знать о том, что внешние поступки, действия являются проявлениями внутренней культуры, внутреннего мира человека; знать о наличии ценностных установок к осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию православных верующих; знать о том, что любовь, милосердие, сострадание являются нравственными и духовными ценностями, сохраняемыми в культурных традиция России и всего мира; о том, что идеалом в православной и русской культуре является Христос, Его Жертвенная Любовь; знать о духовном и социальном значении христианства и Евангелия. Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; понимать, что значит действенная любовь.

В графе «Наши проекты» задание: «Учимся милосердию и состраданию».

× Тема 12. «Долг и ответственность» (стр. 68). Рассуждения по поводу формирования чувства долга и ответственности в православной культуре. Пример – евангельская притча о талантах.

В графе: «Наши проекты» - задание на размышление: «В чём я могу проявить ответственность сейчас и в будущем»

× Тема 14. «Десять заповедей Бога» (стр. 81).

Из требования к уровню подготовки учащихся. Знать имя великого ветхозаветного пророка Моисея; знать содержание десяти заповедей Божиих; знать наизусть краткие формулировки десяти заповедей Божиих и их смысл; знать значение и написание новых слов, названий, имен; знать, что Божии заповеди получили распространение по всему миру и общеприняты в качестве нравственной нормы в обществе; знать русские пословицы и поговорки, опирающиеся на заповеди Божии. Понимать цели, к которым стремился пророк Моисей; какие задачи решались благодаря заповедям Божиим; понимать духовную, социальную и культурную ценность заповедей Божиих и важность сохранения религиозных и культурных традиций; понимать роль православной веры в формирование осознанного стремления к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию православных христиан.

× Тема 15. «Заповеди блаженств» (стр. 86). Из требования к уровню подготовки учащихся. Знать содержание заповедей блаженства; знать получили распространение по всему миру в качестве установки на святость, высшее служение. Понимать значение всечеловеческой спасительной миссии Иисуса Христа; понимать, в чем связь ветхозаветного и новозаветного учения, что новое в религиозное содержание принес Спаситель.

× Тема 29. «Христианская семья и её ценности» (стр. 180). Рассуждения по поводу того, какие нравственные нормы и ценности положены в основу православной семьи. Христианская любовь.

В графе «Вопросы»: вопрос № 3: Какие ты знаешь пословицы, поговорки, которые учат доброте, щедрости, милосердию, бережливости.

В данном учебно-методическом комплексе очень много тем, посвящённых нравственным категориям, нравственным нормам. Опора – на евангельские тексты, по большей части на притчи (примеры). Задания на личностные результаты – по большей части в графе «Наши проекты».

4. Янушкявичене О. Л. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил.

(В дополнение к учебнику было создано методическое пособие, рабочая программа и рабочая тетрадь того же авторского состава, того же издательства).

Предметная линия «Система нравственных норм в мировых религиях. Нравственная культура Православия» в данном учебно-методическом комплексе прослеживается в следующих темах:

× Тема 8 и 9. «Возлюби Господа Бога твоего…» и «Возлюби ближнего твоего…» (стр. 42 и 46). Рассмотрение десяти христианских заповедей с толкованием для детей. Первые 4 – об отношении людей к Богу, остальные 6 – об отношении к ближним.

Из требований к уровню подготовки учащихся (ФК ГОС): знать/понимать: историю появления Десяти заповедей, их содержание, понятие благоговения; единство всех заповедей Закона Божия, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе. Уметь: описывать Десять заповедей; устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.

В графе «Вопросы» (вопрос №5) ученикам предлагается написать эссе на тему «Какой бы стала жизнь, если бы все люди следовали Десяти заповедям?»

× Тема 14-16. «Как стать счастливым» (стр. 74). Рассмотрение Заповедей блаженства. Толкование их.

Из требований к уровню подготовки учащихся (ФК ГОС): знать/понимать: значение Нагорной проповеди как основы христианского нравственного учения и его соотношение с ветхозаветными Десятью заповедями, смысл духовной нищеты, смысл смирения как христианской добродетели, смысл понятий кротость, милосердие, чистота сердца; заповедь Иисуса Христа о совершенстве человека и цели христианской жизни.

В графе «Вопросы»: вопрос № 5: «Выбери одну из заповедей блаженств. Подумай, трудно или легко для тебя было бы ей соответствовать. Почему? Обсуди это с другими учениками в классе, свое мнение подкрепи несколькими доводами».

× Тема 17. «Подвиг христианской жизни» (стр.87). Из требований к уровню подготовки учащихся (ФК ГОС): знать/понимать: «золотое правило нравственности», данное Иисусом Христом, его отличие от «негативного» варианта правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе); необходимость усилий в духовной жизни, нравственном совершенствовании, смысл неосуждения в православной традиции, идею личной нравственной ответственности каждого человека, отношение христиан к материальным благам, ценностям, к личным врагам человека.

5. Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013. 112 с.

(В дополнение к учебнику было создано методическое пособие того же автора, того же издательства).

Предметная линия «Система нравственных норм в мировых религиях. Нравственная культура Православия» в данном учебно-методическом комплексе прослеживается в следующих темах:

Тема 6. «Что говорит о человеке православная культура» (стр. 12). Задачей урока является: ознакомление учащихся с основными понятиями христианской этики: свобода, ответственность, послушание, любовь, грех. раскаяние.

Тема 7. «О талантах и душе человека» (стр. 19). На данном уроке учащимся дается понимание главных талантов человека как добрых качеств его сердца: милосердия, смирение и т.д. Углубляется разработка важной этической проблемы – ответственности человека. Помимо этого на уроке происходит раскрытие православной антропологической модели (дух, душа, тело).

Тема 8. «Спасение» (стр.22). Задачей урока является - дать учащимся представление о нравственных нормах ветхозаветного времени. Основными разбираемыми понятиями при этом являются: пророк, заповеди, скрижали.

Тема 10. «Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства» (стр. 27). На этом уроке учащиеся знакомятся с содержанием Заповедей блаженства. А также размышляют по поводу того, что такое счастливый человек.

Тема 11. «Золотое правило жизни христиан» (стр. 30). Задачей урока является ознакомление с главным христианским правилом общения с людьми, а также расширение представлений о правилах, заповедях, блаженствах. Основные нравственные понятия, разбираемые на уроке: милосердие, ответственность, смирение и др.

Тема 12. «Добродетели и страсти. Кто я?» (стр. 35). На данном уроке у учащихся происходит знакомство с основными понятиями христианской этики, развитие умений самоанализа нравственного поведения: на основе полученных нравственных эталонов – сопоставление своих нравственных качеств с качествами положительных лиц (на примере Евангельских притч).

Тема 13. «Милосердие. Кто мой ближний?» (стр. 40). На примере притч «О милосердном самарянине» детям предлагается порассуждать о таком нравственном понятии, как милосердие.

Темы 24, 25, 27, 29. «Верность» (стр.77), «Смирение» (стр. 81), «Мужество» (стр. 90), «Подвиг веры» (стр. 97). При помощи жизненного примера христианских святых детям предлагается поразмышлять по поводу христианских категорий: верность, смирение, мужество, подвиг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: