Вопрос 3. Нетрадиционные методы обучения в преподавании психологии

В работе Егоровой Т. Е. предлагается использовать на занятиях по психологии следующие методы:

1. Психотехники изменения психосоматических состояний: концентрация внимания, релаксация, образная визуализация (медитация); рациональное дыхание; телесная ориентация, управление внутренней энергией и повышение адаптивных функций организма, самонаблюдение, самоанализ, вербализация телесных состояний;

2. Психотехники личностного саморазвития:

- самодиагностика, психотехники развития интеллектуальных способностей, образной памяти и мышления, сенсорной чувствительности, восприятия.

3. Психотехники взаимодействия:

- с собой (самодиагностика, интроспекция эмоционально-сенсорных проявлений, психоэнергетические упражнения, самомассаж и др.).

- с другими (вербальное и невербальное общение в парах, в группах, психологические упражнения по определению личного пространства, резонансные практики взаимодействия, методы успешной деловой коммуникации);

- с природными объектами (субъектификация природных объектов, резонансное взаимодействие с природными объектами, рефлексия переживаемых состояний взаимодействия).

4. Методы диагностики (включенная диагностика с использованием тестовых методов, сравнительный эксперимент, методы оценки и интерпретации полученных данных).

Л.М. Попов и В.Н. Сучков (Казань) отмечают, что в процессе преподавания психологии важен метод «Интервью с самим собой». Он предназначен для того, чтобы дать возможность студенту не только ознакомиться с психологией как наукой, но и приложить к самому себе накопленные в ходе практических занятий знания и методы работы по экспериментальному получению материала.

Анализ конкретных педагогических ситуаций

До сих пор в педвузах существует большой разрыв между теоретической и практической психологической подготовкой студентов. Практическая психологическая квалификация будущих учителей остается чрезвычайно слабой. Увеличение объема психологических курсов само по себе не решает проблемы, его надо подкрепить новой методикой преподавания и прежде всего активными методами обучения психологии, такими, как деловые игры, ана­лиз конкретных ситуаций, проведение эмпирических исследований и т.п.

Наиболее доступным по целому ряду причин (финансовые возможности, затраты времени, сложность процедуры и т.д.) из перечисленных методов оказался анализ конкретных педагогических ситуаций. Здесь важным представляется вопрос о том, на ка­ком «материале» лучше всего отрабатывать психологическую технику анализа. Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т.д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера — такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы. Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица анализа педагогической деятельности, который наиболее полно представлен в конкретной педагогической ситуации. Набор конкретных педагогических ситуаций широко представлен в учебных пособиях, книгах, практикумах, изданных в последнее время. Читатель может использовать работы С.М. Годника, Л.Ф. Спирина, А.С. Чернышева и др.

Процедура включает пять возможных этапов:

а) набор конкретных педагогических ситуаций (1—2 на лекции, 3—5 на практических занятиях, 15—20 в часы самостоятельной работы студентов);

б) введение базовых понятий (личность, сознание, общение, мотив, характер, статус, нормы, ценности, санкции, эмоции,

поведение, деятельность), на основе которых возможно научно обоснованное решение ситуаций в противовес стремлениям студента использовать бытовые знания о человеке, действовать с позиций «здравого смысла»;

в) обращение к «правилам предупреждения и решения ситуаций»;

г) процесс решения ситуаций;

д) сравнение собственных решений с решениями мастеров педагогического труда, представленных в ответах.

Такое полное и развернутое решение конкретных ситуаций возможно на практических занятиях, консультациях и в часы самостоятельной работы (если материал включен в соответствующую компьютерную программу). На лекции по психологии технология используется как иллюстрация, а на экзаменах и зачетах как практическое задание к экзаменационному билету. Наиболее охотно используются приборы-модели студентами в период практики, подготовки курсовых и дипломных работ, на занятиях кружков со школьниками, на психологической практике в психологических центрах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: