Основная

Лекция 6 МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

План

Классификация методов обучения и воспитания.

Нетрадиционные методы обучения в преподавании психологии.

Литература

Основная

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
  2. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
  3. Преподавание психологии в школе. 3-9 классы: Учеб. – метод. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2003. – 624 с.
  4. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Вопрос 1. Классификация методов обучения и воспитания.

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделяют на:

методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.),

методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.)

методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.).

По источникам и способам передачи информации выделяют словесные, наглядные и практические методы.

В зависимости от характера дидактических задач выделяют методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы формирования творческой деятельности; методы контроля знаний, умений и навыков.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические (частично поисковые),исследовательские методы.

В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций теальной профессиональной деятельности в сочетании с принципа-ми проблемности и совместной деятельности), методы тренинга ( активного социально-психологического воздействия в процессе бучения), методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения). Иногда ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие обучаемого в планировании и проведении учебного мероприятия.

Получившие интенсивное развитие в 60-х годах методы программированного обучения с жестким пошаговым контролем действий мчащегося уступили свое место гораздо более гибким и эффективным Методам компьютеризованного обучения, основанного на использовании автоматизированных систем обучения (АСУ).

Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике высшей школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть органически включению в процесс обучения. К ним можно отнести метод личного примера в поведении преподавателя, метод доверительного межличностного общения, проведение мероприятий за рамками учебного плана, к ультурные мероприятия, социально значимые акты, участие в общественной жизни и т. п. Иногда в самостоятельные методы выделяют элементы, присутствующие в любом воспитательном воздействии: поощрение, наказание, приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: