Лекция 6 МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
План
Классификация методов обучения и воспитания.
Нетрадиционные методы обучения в преподавании психологии.
Литература
Основная
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
- Преподавание психологии в школе. 3-9 классы: Учеб. – метод. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2003. – 624 с.
- Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Вопрос 1. Классификация методов обучения и воспитания.
Методы обучения в их традиционных вариантах подразделяют на:
методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.),
методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.)
методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.).
|
|
По источникам и способам передачи информации выделяют словесные, наглядные и практические методы.
В зависимости от характера дидактических задач выделяют методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы формирования творческой деятельности; методы контроля знаний, умений и навыков.
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические (частично поисковые),исследовательские методы.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций теальной профессиональной деятельности в сочетании с принципа-ми проблемности и совместной деятельности), методы тренинга ( активного социально-психологического воздействия в процессе бучения), методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения). Иногда ряд перечисленных выше методов объединяют в группу с условным названием активные методы обучения, подразумевая предполагаемое ими более активное участие обучаемого в планировании и проведении учебного мероприятия.
Получившие интенсивное развитие в 60-х годах методы программированного обучения с жестким пошаговым контролем действий мчащегося уступили свое место гораздо более гибким и эффективным Методам компьютеризованного обучения, основанного на использовании автоматизированных систем обучения (АСУ).
Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике высшей школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть органически включению в процесс обучения. К ним можно отнести метод личного примера в поведении преподавателя, метод доверительного межличностного общения, проведение мероприятий за рамками учебного плана, к ультурные мероприятия, социально значимые акты, участие в общественной жизни и т. п. Иногда в самостоятельные методы выделяют элементы, присутствующие в любом воспитательном воздействии: поощрение, наказание, приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.
|
|