| Разговорная. | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач. | |
| Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. | Прелестный, отвратительный, злодей | |
| Слова с суффиксами эмоциональной оценки. | Слова с суффиксами эмоциональной оценки. | Миленький, зайчонок, умишко, детище. | |
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ | |||
| 1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. | Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю... Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось! | ||
| 2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола | Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! | ||
| 3. Экспрессивное использование слов разных частей речи. | Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. | ||
| 4. Использование междометий, звукоподражательных слов. | Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. | ||
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
| Средство | Значение термина | Пример |
| Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. | Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.. |
| Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
| Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.) |
| Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
| Звукоподра- жание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.) |






