Коэффициент компетентности экспертов

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Структура курса:

1 раздел. Теоретические основы и развитие прогнозирования и планирования.

2 раздел. Организационные и методологические основы прогнозирования и планирования.

3 раздел. Прогнозирование и планирование динамики и качества экономического роста, структурных показателей развития экономики, цен, инфляции и финансов.

4 раздел. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов, социального развития и потребительского рынка.

5 раздел. Прогнозирование и планирование инвестиций, инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, отраслей, регионов и природоохранной деятельности.

ТЕМА №1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

1. Сущность и содержание процессов прогнозирования и планирования.

2. Прогнозирование и планирование как функций государства и субъектов хозяйствования.

3. Формы планирования виды плана и прогноза.

4. Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики».

(1) Сущность и содержание процессов прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – целенаправленная деятельность управляющих органов по определению перспектив развития объектов прогнозирования.

Прогноз – это комплекс аргументированных предположений, выраженных в количественной и качественной формах относительно будущих параметров экономической системы.

Основная задача прогноза дать объективное и достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

Прогноз отвечает на вопрос: что возможно произойдет в будущем при тех или иных условиях.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта в будущем, в нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения.

Планирование – проектирование желаемого будущего. Оно нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений.

План отвечает на вопрос: что должно произойти в будущем или что мы хотим, чтобы произошло в будущем и как этого добиться.

Планирование и прогнозирование как процессы и как функции управления тесно взаимодействуют и могут сочетаться следующим образом:

1) Прогноз предшествует плану и является источником информации для его разработки.

2) Прогноз является частью плана.

3) Прогноз следует за планом.

(2) Прогнозирование и планирование как функций государства и субъектов хозяйствования.

Прогнозирование и планирование являются функциями менеджмента и одновременно с этим функциями управления на уровне государства. Связь прогнозирования и планирования с другими функциями управления представлена на рисунке.

Планирование и прогнозирование пронизывают процессы управления как на уровне государства, отраслей, регионов, так и на уровне отдельных предприятий.

В современных условиях необходимость развития прогнозирования и планирования экономики страны возрастает под влиянием следующих факторов:

1) Наличие глобальных проблем, которые можно решать только в рамках долгосрочной перспективы в общенациональном или мировом масштабе.

2) Объективно повышается доля общественного (коллективного) потребления, которое можно эффективно регулировать только с помощью государства.

3) Рынок не способен в полной мере обеспечивать макроэкономическую сбалансированность и устойчивость.

4) Без планирования и прогнозирования не возможно повышение эффективности экономики в масштабах страны в целом.

(3) Формы планирования виды плана и прогноза.

На практике существуют две основные формы планирования: директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование – это жесткая, обязательная подлежащая исполнению форма планирования, которая предполагает применение в первую очередь административно-командных рычагов для обязательного воплощения в жизнь установленных целей и задач. При данной форме формируются обязательные для исполнения задания, которые доводятся до конкретных исполнителей, носят форму закона и жестко контролируются.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров, характеризующих будущее развитие экономики страны, они носят информационно-рекомендательный характер и служат для субъектов хозяйствования источником информации для разработки управленческих решений.

На практике используется множество видов планов и прогнозов (см. курс лекций), которые классифицируются:

· по содержанию плановых решений;

· в зависимости от сроков, на которые они разрабатываются;

· по масштабу действия;

· по глубине планирования и прогнозирования;

· по очередности во времени;

· по степени охвата;

· по объектам планирования или прогнозирования.

(4) Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики».

Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков решения прикладных задач в области социально-экономического развития страны, отраслей и регионов.

Предметом курса является комплекс теоретических, методологических и организационных вопросов прогнозирования и планирования развития экономики на современном этапе.


Исторический аспект развития
прогнозирования и планирования

1. Возникновение социально-экономического прогнозирования и планирования.

2. Опыт прогнозирования и планирования в СССР.

3. Прогнозирование и планирование в развитых зарубежных странах.

4. Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики.


Методология и организация
прогнозирования и планирования

1. Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования.

2. Основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

3. Система планов-прогнозов и их показателей.

5. Организация прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.

6. Порядок разработки государственных социально-экономических прогнозов и планов.

(1) Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования.

Элементы методологии:

1. принципы;

2. логика;

3. методы;

4. методики;

5. подходы (исторический; системно-структурный; комплексный: генетический, целевой).

Принципы прогнозирования и планирования – основополагающее правило, по которым осуществляется разработка планов и прогнозов, то есть это исходное требование, которое должно выполняться при осуществлении прогнозирования и планирования.

Логика – упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений. На основе логики строятся алгоритмы прогнозирования и планирования.

Методы – способы и приемы, используемые при проведении плановых и прогнозных расчетов, то есть это конкретные инструменты, которые позволяют реализовывать принципы прогнозирования и планирования.

Подходы определяют общее направление и концепции, которые лежат в основе прогнозирования и планирования.

Исторический подход предполагает рассмотрение каждого процесса и явления в динамике и во взаимосвязи его исторических форм.

Системно-структурный подход предполагает с одной стороны рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение этой системы на составные элементы и изучение их развития во взаимосвязи.

Комплексный подход предполагает рассмотрение явлений в их взаимосвязи с другими явлениями и процессами.

Комплексный подход:

· генетический подход предполагает оценку и анализ тенденций, которые были в прошлом и настоящем и перенесения их на будущее;

· целевой подход предполагает определение в начале цели и путей ее достижения, то есть он исходит из результата, который необходимо достичь в будущем, а затем осуществляется движение из будущего в настоящее, в результате которого определяются действия, необходимые для достижения цели.

(2) Основополагающие принципы прогнозирования и планирования.

Принципы прогнозирования и планирования:

1. альтернативности;

2. своевременности;

3. системности и комплексности;

4. непрерывности;

5. адекватности и обоснованности;

6. социальной ориентации;

7. целенаправленности и приоритетности;

8. оптимальности;

9. сбалансированности и пропорциональности;

10. сочетания регионального и отраслевого аспектов;

11. информативности.

(3) Система планов-прогнозов и их показателей.

В РБ разрабатывается система планов и прогнозов, которая позволяет сформировать стратегию и тактику социально-экономического развития на государственном уровне.

В общем виде система планов и прогнозов представлена на рисунке:

Система государственных программ и планов в Республике Беларусь:

1. Национальная стратегия устойчивого развития республики (15 лет);

2. Основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет);

4. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).

Основу любого прогноза или плана составляют конкретные показатели, которые представляют собой форму количественного или качественного выражения экономической категории, явления или процессов.

Система показателей планов и прогнозов

(4) Организация прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.

Организация прогнозирования и планирования в РБ построена в соответствии с мировыми стандартами, в данных процессах участвуют органы законной власти.

Непосредственно разработку планов и прогнозов обеспечивают органы исполнительной власти:

· Центральные ( Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты, Гос. комитет по статистике и анализу, Министерство иностранных дел и др.);

· Отраслевые (Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство лесного хозяйства, концерн «Беллесбумпром», концерн «Белнефтехим», концерн «Белэнерго», концерн «Белресурсы», Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство информации, Министерство торговли и др.);

· Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов. Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей.

(5) Порядок разработки государственных социально-экономических прогнозов и планов.

В книге.


Тема №4. Система методов прогнозирования и планирования. Интуитивные методы

1. Система методов прогнозирования и планирования.

2. Индивидуальные методы экспертных оценок.

3. Коллективные методы экспертных оценок.

4. Основные этапы коллективной экспертизы. Оценка согласованности мнений экспертов.

(1) Система методов прогнозирования и планирования.

В практике прогнозирования и планирования используется широкий перечень методов, которые позволяют разрабатывать и обосновывать различные типы планов и прогнозов.

Для разработки любого конкретного плана или прогноза необходимо использовать не один, а несколько взаимодополняющих методов, которые позволяют получить несколько вариантов плана или прогноза, а затем с помощью определенных процедур свести их к окончательному варианту.

Выделяют четыре группы основных методов прогнозирования и планирования:

1) Общенаучные методы (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия). Общенаучные методы, как правило, используются не как самостоятельные методы прогнозирования и планирования, а в качестве методологических основ для применения других методов.

2) Эвристические (интуитивные) методы. В основе интуитивных методов лежит интуитивно-логическое мышление специалистов в определенной области (экспертов) в результате чего определяются прогнозные и плановые значения показателей, а также строятся или формируются сценарии развития.

Эвристические (интуитивные) методы:

· экспертные оценки (индивидуальные и коллективные);

· прогнозирование по образцу;

· дерева целей;

· прогнозного графа.

3) Экономико-математические (формализованные) методы строятся на математической теории и предполагают построение различного рода экономико-математических моделей. Важнейшим условием их применения является наличие объективной возможности построения соответствующей математической модели того или иного процесса или явления.

Экономико-математические (формализованные) методы:

· экстраполяция (подбора функций, скользящей средней, сглаживания);

· моделирования (статический, динамический).

4) Комбинированные методы используются главным образом для разработки планов и построены как на общенаучных, так и на интуитивных и формализованных методах.

Комбинированные методы:

· экономического анализа;

· нормативный;

· балансовый;

· программно-целевой.

Факторы, влияющие на выбор методов прогнозирования и планирования:

1) требуемая форма прогноза;

2) период и горизонт прогнозирования;

Период прогнозирования (шаг прогноза) – это основная единица времени, на которую делается прогноз.

Горизонт прогнозирования – число периодов в будущем, которое охватывает прогноз.

3) доступность данных;

4) требуемая точность;

5) поведение прогнозируемого процесса;

6) бюджетные ограничения;

7) простота работы с системой (сложность социально-экономической системы);

8) понимание и сотрудничество руководителей.

Вне зависимости от конкретного метода при его реализации необходимо выполнить следующие этапы:

1) Анализ структуры и тенденции развития объектов прогнозирования.

2) Постановка задачи для разработки прогноза.

3) Определение факторов, влияющих на объект прогнозирования.

4) Формирование информационной базы для разработки прогноза.

5) Выбор метода прогнозирования.

6) Разработка прогноза и оценка его достоверности.

7) Обоснование рекомендаций по реализации прогноза или плана.

(2) Индивидуальные методы экспертных оценок.

Метод экспертных оценок составляет основу интуитивных методов и базируется на рациональных доводах и интуиции высококвалифицированных специалистов, а также на обработке, поступающей от них информации.

Применение методов экспертных оценок целесообразно:

· при отсутствии достаточного объема достоверной информации об объекте прогнозирования;

· при большой неопределенности состояния среды, в которой будет происходить функционирование объекта прогнозирования;

· при большом временном горизонте прогнозирования.

Индивидуальные методы экспертных оценок включают следующие разновидности:

1) Метод «интервью». Происходит беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос-ответ по заранее разработанной программе относительно перспектив развития экономической системы. Эксперт дает ответы экспромтом.

2) Аналитический метод предусматривает индивидуальную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, а также определением путей развития объекта прогнозирования. Эксперту дается достаточное количество времени, предоставляется достаточная информация, он может общаться с другими экспертами. В результате эксперт свои выводы оформляет в виде готового прогноза либо в виде предложений для разработки прогноза или плана в форме докладной записки.

3) Метод написания сценария. Он может быть как индивидуальный, так и коллективный. Эксперт на основе всей необходимой информации выявляет логику развития события в прошлом и настоящем и формирует прогноз в виде сценария развития или нескольких сценариев, каждый из которых включает генеральную (общую) цель развития, основные приоритеты развития, ресурсы и возможные проблемы.

Ожидаемое значение показателя О = (П + 4×В + О) / 6

П – пессимистический сценарий;

В – вероятностный сценарий;

О – оптимистичный сценарий.

(3) Коллективные методы экспертных оценок.

Реализация коллективных методов экспертных оценок предполагает как работу группы экспертов, так и формирование рабочей группы.

Рабочая группа назначает экспертов, она определяет цель разработки прогноза, организует саму процедуру экспертизы, предоставляет экспертам необходимую информацию и обрабатывает полученные результаты.

Коллективная экспертиза предполагает проведение самой процедуры в различных формах, в результате чего и формируется конкретный метод экспертных оценок.

К коллективным методам относятся:

1) Метод коллективной генерации идей (метод мозгового штурма, метод мозговой атаки). Суть метода состоит в том, что эксперты, работая совместно, на первом этапе высказывают идеи относительно будущего развития экономической системы. На втором этапе происходит деструктурирование или критика идей, в результате чего отбираются наиболее жизнеспособные идеи или варианты развития, которые и составляют основу плана или прогноза.

2) Метод «635» является разновидностью метода коллективной генерации идей. 6 экспертов, работая совместно в течение каждых пяти минут записывают по три идеи (три варианта развития). Процедура осуществляется 30 минут, в результате от каждого эксперта поступает за 5 минут 3 идеи, за полчаса 18 идей, от всех 108 идей.

3) Метод «Дельфи». Экспертам, которые работают независимо друг от друга, высылаются анкеты, в которых сформулированы вопросы относительно перспектив будущего развития экономической системы. Анкеты высылаются обратно в аналитический центр, обрабатываются, в результате обработки выводятся средние оценки. Производится оценка согласованности мнений экспертов. Если после первого тура окажется, что мнения экспертов не согласованы, то центр высылает практически такие же анкеты тем же экспертам, но со средними значениями, которые дали несколько экспертов. После второго тура степень согласованности экспертов возрастает.

4) Метод комиссии (метод «круглого стола»). Группа экспертов за «круглым столом» обсуждает перспективы развития объекта прогнозирования на основе предварительной проработки данного вопроса и в результате вырабатывает единую точку зрения по поводу сценариев развития прогнозируемой системы.

(4) Основные этапы коллективной экспертизы. Оценка согласованности мнений экспертов.

Основными этапами коллективной экспертизы являются:

1) поиск экспертов;

2) отбор экспертов;

3) формирование экспертной группы;

4) опрос экспертов;

5) обработка результатов.

При отборе экспертов и формировании экспертной группы в практике прогнозирования и планирования стремятся свести к минимуму количество экспертов в группе, но в тоже время уменьшение их числа ниже определенного уровня равносильно уменьшению точности выборки.

Минимальное число экспертов может быть определено по формуле:

nmin = 0,5 × (3 / ε + 5)

ε = b – b’ / bmax

ε – относительное изменение среднего значения экспертов при добавлении еще одного эксперта;

b – среднее значение ответов экспертов;

b’ – среднее значение ответов экспертов при добавлении еще одного эксперта;

bmax – максимальное значение в ответах экспертов.

Для того чтобы сформировать группу экспертов и определиться с конкретными специалистами, которые в нее войдут необходимо рассчитать коэффициенты компетентности экспертов и показатель репрезентативности группы.

Коэффициент компетентности экспертов

KKi = (Kai + Koi) / (Kamax + Komax)

Kai – коэффициент аргументации i-го эксперта

Kоi – коэффициент осведомленности i-го эксперта

Kamax, Komax – максимально возможные оценки

Показатель репрезентативности группы:

Группа считается репрезентативной, если 0,67 ≤ M ≤ 1.

После проведения экспертизы проводится обработка полученных результатов, которая предусматривает определение обобщенного метода всей группы экспертов, а также оценивается согласованность мнений экспертов.

При оценке согласованности мнений экспертов в случае, если в результате экспертизы получены прогнозные значения отдельных показателей, могут использоваться показатели вариации (проводится статистическая оценка согласованности мнений экспертов):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: