Рекомендовано редакционно – издательским

советом ВГУ им. П.М. Машерова в качестве

методических рекомендаций по изучению

истории зарубежного искусства для студентов

художественно – графического факультета.

СОСТАВИТЕЛЬ – доцент кафедры изобразительного

искусства ГУГНИН Н.А.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК – доцент кафедры изобразительного

искусства КЛИМОВИЧ В.П.

В условиях заочного обучения, когда по курсу истории изобразительного искусства читаются лекции преимущественно обзорного характера, важнейшее значение приобретает совершенствование организации самостоятельной работы студентов-заочников, освоение ими методики изучения рекомендуемой литературы и иллюстративного материала.

Цель настоящих методических указаний – направить самостоятельную работу студентов по пути правильного и рационального использования учебных пособий и дополнительной литературы, дать ряд методических и практических советов по изучению курса.

В настоящее время, когда специальный учебник по истории зарубежного искусства для художественно – графических факультетов отсутствует, библиотека предлагает студентам ОЗО следующие учебные пособия:

1. История зарубежного искусства. Учебник. Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: Изобр. искусство, 1983.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высш. шк., 1983.

Оба они в силу крайней сжатости изложения материала, отсутствия цветных и невысокого качества черно-белых иллюстраций, представляющих к тому же далеко не все программные произведения архитектуры и изобразительного искусства, требуют при изучении курса обращения к дополнительной литературе. Рекомендуемая литература и перечень избранных произведений художников для более внимательного ознакомления и анализа приводятся в конце каждого раздела.

Тема 1. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

При изучении искусства эпохи Возрождения следует обратить особое внимание на тесную взаимосвязь процесса формирования новой художественной культуры с возникновением и развитием капиталистических отношений в недрах феодального общества. По оценке Ф. Энгельса это был '' …величайший прогрессивный переворот, из всех, пережитых до того времени человечеством.''

Давая периодизацию эпохи нужно помнить, что Италия явилась не только родиной Возрождения, но и страной, где процесс развития новой художественной культуры осуществлялся наиболее последовательно и полно и имел следующие основные этапы:

I. ПРОТОРЕНЕССАНС /предвозрождение/. – вторая половина XIII – XIV вв., своеобразная переходная ступень от искусства средневековья к искусству Возрождения, начало которой положило творчество скульптора Никколо Пизано. Главным очагом передового искусства в XIV в. стала Флоренция, где живописец ДЖОТТО выступил как реформатор итальянской живописи, основоположник новой ренессансной изобразительной системы. Одним из важнейших центов искусства Проторенессанса последжоттовского периода явилась Сиена, среди живописцев которой следует выделить Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти.

II. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ /кватроченто/ - XV в., время расцвета культуры и искусства Италии, формирования ренессансного мировоззрения. Нужно помнить, что важнейшей особенностью развития изобразительного искусства этого периода стала его тесная связь с наукой /перспектива, анатомия, оптика и т.д./, опора на нее в разработке новых принципов искусства.

а/ Арихитектура раннего Возрождения развивалась по линии отказа от готических принципов, обращения к античному наследию. При изучении темы следует особое внимание обратить на творчество Ф. Брунеллески, основоположника архитектуры Возрождения и Л.Б. Альберти, выдающегося теоретика ренессансной архитектуры.

б/ В скульптуре раннего Возрождения были разработаны новые принципы пластического языка, основанные на освоении традиций античной пластики и изучении натуры. Получили развитие рельеф, скульптурный портрет, конные статуи, скульптура обретает самостоятельное значение, освобождаясь от состояния полной зависимости от архитектуры. Особое внимание следует уделить изучению творчества Донателло – главы нового реалистического направления в скульптуре раннего Возрождения, скульпторов Л. Гиберти и А. Вероккио.

в/ Живопись в XV в. выдвигается на первый план в системе изобразительных искусств, отражая стремление к познанию мира и его закономерностей. Следует особое внимание уделить изучению флорентийской школы кватроченто, ознакомлению с творчеством Мазаччо – основоположника живописи раннего Возрождения и С. Боттичелли, завершающего своим творчеством этот период, А. дель Кастаньо и П. делла Франческа. При изучении живописи раннего Возрождения в Северной Италии, нужно подробней остановиться на творчестве А. Мантеньи.

III. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – конец XV – первых три десятилетия XVI вв. Искусство Высокого Возрождения воплотило в себя наиболее значительные идеалы эпохи, представления о гармоничной личности, о совершенстве мира, решило задачу синтеза и типизации в создании художественного образа. При изучении темы особое внимание уделить изучению основных произведений и этапов творчества величайших мастеров Флорентийско–Римского Высокого Возрождения Рафаэля и Микеланджело, отчетливо представлять себе роль Леонардо да Винчи, как основоположника искусства Высокого Возрождения, знать основные памятники архитектуры, созданные Д.А. Браманте, Д. Виньолой, А. Палладио.

IV. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ. Венецианское Возрождение наряду с Флорентийско–Римским представляло один из важнейших очагов итальянского Возрождения. Важно понять, что развитие Возрождения в Венеции имело свою специфику. Здесь по существу отсутствовал этап протореннесанса, начало раннего Возрождения пришлось на вторую половину XV в., ренессансные традиции в искусстве сохранились почти до конца XVI в., сформировав отчетливо выраженный этап позднего Возрождения /вторая половина XVI в./. Отличительной чертой венецианской школы явилась ведущая роль живописи, повышенное внимание к проблемам колорита, отображению природы.

Одним из ведущих мастеров раннего Возрождения в Венеции явился Джованни Беллини. Становление этапа Высокого Возрождения связано с творчеством его учеников Джорджоне и Тициана, крупнейшего представителя венецианского Высокого Возрождения. Необходимо изучить основные этапы творчества Тициана, эволюцию его колорита. Следует ознакомиться с искусством позднего Возрождения в Венеции, представленным помимо поздних произведений Тициана, творчеством П. Веронезе и Я. Тинторетто, которое отразило нарастание трагических противоречий в обществе и культуре Италии.

Литература

1. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т.3.М.,1962.

2. История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение. под ред. Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.

3. Белоусова Н.А. Джорджоне. Очерки о творчестве. М., 1982.

4. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. М., 1982 (ЖЗЛ).

5. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1975.

6. Данилова И.Е. Джотто. М., 1969.

7. Знамеровская Т.П. Тициан. Л., 1977.

8. Колпинский Ю.Д. Искусство Венеции XVI в. М., 1970.

9. Либман М. Донателло. М., 1962.

10. Ротенберг Е.Е. Искусство Италии. М., 1968, 1974.

11. Ротенберг Е.Е. Микеланджело Буонарроти. М., 1976.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: