Франция

40. Жан Фукс. П-т Карла VII. Мадонна с младенцем и ангелами.

41. Пьер Леско, Жан Гужон. Западный фасад Лувра.

42. Ж. Гужон. Фонтан невинных.

43. Ф. Клуэ. П-т Генриха II.

Тема Ш. ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

XVII век явился новым этапом в историческом и культурном развитии стран Западной Европы. Необходимо остановиться на социальных и политических условиях развития культуры XVII в. /укрепление абсолютизма, развитие капитализма в недрах феодального общества, первые буржуазные революции, развитие науки, формирование ярко выраженных национальных школ в искусстве/. Разнообразные идейно – художественные искания эпохи определили сложение таких ведущих направлений как барокко, классицизм и реализм. В XVII в. идет активный процесс формирования развитой системы самостоятельных жанров в живописи.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVII в.

Следует помнить, что Италия явилась главным центром формирования основных направлений искусства XVII в. При изучении темы необходимо подробней остановиться на творчестве М. да Караваджо – основоположника реализма XVII в. и братьев Карраччи – основателей Болонской Академии, создателей новой педагогической системы. Со второй четверти XVII в. в Италии начинается формирование стиля барокко. Необходимо изучить специфические черты стиля барокко в архитектуре /К. Мадерна, Дж.Л. Бернини/, скульптуре /Дж.Л. Бернини/, живописи /Гвидо Рени, И. да Картона/.

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

При изучении темы следует обратить внимание на историческую ситуацию в стране, определившую сложение во Фландрии стиля барокко, обладавшего ярко выраженным национальным своеобразием и могучей жизненной силой. Необходимо проследить эволюцию творчества главы фламандской школы П.П. Рубенса, сочетавшего барочную декоративность и реалистические тенденции, показать его воздействие на европейскую живопись. Следует остановиться на творчестве крупнейших современников Рубенса – А. ван Дейка, (портретная живопись), Я. Иорданс (бытовой жанр), Ф. Снейдерса (натюрморт) и А. Броувера (крестьянский жанр).

ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

Победа буржуазной революции, расцвет экономики, точных наук и материалистической философии во многом определили реалистический характер голландской живописи XVII в., ее обращение к действительности, к темам повседневной жизни. Изучая тему необходимо проследить развитие реалистических тенденций в голландском искусстве, дать характеристику его основных этапов.

Этап становления реализма в голландской живописи (1610-е – 1630-е гг.) связан с творчеством Ф. Хальса, выдающегося мастера портретного жанра. Расцвет реализма в голландской живописи определено творчество Рембранта – одного из величайших мастеров в истории мирового искусства. Следует обратить внимание на особенности его творческого метода. В кругу мастеров голландской школы /малых голландцев/ следует выделить А. Остаде, Я. Стена, Г. Терборха, П. Хооха, Вермеера Дельфтского /бытовая живопись/; Я. Гойена, Я. Рейсдаля /пейзаж/, П. Поттера /анималистический жанр/, П. Клаас, В. Хеда, В. Кальф /натюрморт/.

Следует понимать, что эволюция голландского искусства шла от реализма, демократизма к утрате прогрессивных художественных идеалов в последней трети XVII в., подчинению искусства вкусам буржуазной верхушки общества.

ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

XVII в. в искусстве Испании называют ''Золотым веком'' испанской живописи. Становление национальной школы в Испании /втор. пол. XVI в./ связанное с творчеством Эль Греко.

Своеобразие испанской художественной культуры XVII в. объясняется большим влиянием католической церкви, сословных дворянских идеалов и одновременно широким распространением демократических и гуманистических воззрений. Следует обратить внимание на народность и демократический характер творчества крупнейших испанских художников этой эпохи – Д. Веласкеса, Х. Риберы, Ф. Сурбарана. Особенно внимательно следует ознакомиться с творчеством Д. Веласкеса, одного из создателей жанра ''бодегонес'', выдающегося мастера реалистического портрета.

ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.

При изучении темы нужно обратить особое внимание на формирование классицизма как ведущего направления в искусстве Франции XVII в. Необходимо ясно представлять себе сущность классицизма (его социальные корни, связь с философией рационализма, поиски разумной гармонии в природе и героического начала в человеке). Основоположником классицизма в живописи явился Н. Пуссен. Следует также познакомиться с пейзажным творчеством К. Лоррена, и художников, представляющих другие течения в искусстве Франции XVII в. Ж. де Ла Тура, Ж. Калло, Л. Ленена, развитием классицизма в архитектуре /Версаль, Лувр/.

Рекомендуемая литература.

1. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

(Малая история искусств)

2. Ротенберг Е.И Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.

3. Ротенберг Е.И Голландское искусство 17 век. М, 1972.

4. Авермат Р. П.П. Рубенс. М., 1977.

5. Седова Т.А. Рембрандт. М., 1978.

6. Левина И.М. Искусство Испании XVI - XVII вв. М., 1966.

7. Знамеровская М. Веласкес. М., 1978.

8. Каптерова Т.П., Быков В. Искусство Франции 17 в. М., 1969.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: