Томмазо ди Симоне Гвиди известный как Мазаччо (1401-1428), живописец флорентийской школы, решает проблемы воздушной и линейной перспективы. Фрески Мазаччо с момента их появления способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников. Вслед за Мазаччо вопросами перспективы, движения, анатомии занимались Паоло Учелло, Андреа Кастаньо и умбрийский живописец Доминико Венециано.
Сандро Боттичелли (1444?-1510), также из Флоренции пишет «Рождение Венеры» - работу, где проявились все отличительные черты его живописи. Это декоративность, нарядность, лиричность, фантастичность пейзажей, удлиненность фигур. «Весна» овеяна тем же ароматом лиричности письма мастера. В 1480-х гг. Боттичелли расписывает Сикстинскую капеллу (через 50 лет эту же работу закажут выполнить Микеланджело). Последние работы («Оплакивание») навеяны трагической судьбой Савонаролы, философа, под влиянием которого художник оказался в 80-90-х гг. После казни Савонаролы, выступавшего с критикой эпохи Ренессанса и дома Медичи, последние 10 лет жизни Боттичелли практически ничего не писал.
К умбрийской школе живописи принадлежат мастера Перунджино (учитель Рафаэля), Джентиле де Фабриано, Пинтуриккио, Мелоццо да Форли и известный мастер – Пьеро делла Франческа.
Падуанская школа испытывала большое влияние флорентийской школы. Здесь работали Джотто, Учелло, Донателло, Ф. Липпи, Андреа Мантенья и др.
Андреа Мантенья (1431-1506) был по преимуществу монументалистом (роспись капеллы Овентари). Ему свойственна смелость пространственных решений. Фигуры предстают перед нами в сложных ракурсах («Парнас», «Распятье»). У Мантеньи четкий рисунок, жесткий контур, анатомически выверенные пропорции, смелая перспектива, холодный колорит, суровость и сдержанность картин.
Пьеро дела Франческа (1410-1492) писал людей, резко очерчивая фигуры, используя ясные, экспрессивные цвета, дополнительные цвета к которым придавали картине уравновешенность. Цвета Франчески редки, но для него характерны. Он учился у Доминико Венециано, был знаком с Брунеллески и Гиберти. Вплоть до Тициана считался одним из самых великих колористов. Художник тончайшим образом разрабатывал цветосветовые соотношения, пользовался техникой валеров, объединял цвета световоздушной средой. Он был мастером по преимуществу монументальной живописи. Среди станковых работ сохранились портреты герцога Урбинского и его жены Баттисты Сфорца (галерея Уффици).