1. Используя учебники и словари, дайте различные определения следующих понятий: метод, техника, методика, процедура исследования, кейс- стади, монографическое и сплошное обследование, описание, классификация, типологизация, статистический анализ, экспериментальный анализ, генетический метод, социальное моделирование.
2. Разработайте процедурно-методический раздел программы исследования по самостоятельно выбранной теме. Выделите, что в данном разделе будет рассматриваться и применяться в качестве методов, методики, процедуры и техники исследования.
3. Приведите примеры использования отечественными политологами качественных и количественных методов.
4. Раскройте суть триангуляции при сочетании качественных и количественных методов в рамках одного исследования.
5. Основываясь на исследовательских проектах, разрабатываемых в подгруппах, приведите примеры:
а) триангуляции по Н. К. Дензину.
б) триангуляции между методами;
в) методологической триангуляции;
г) триангуляции по П. Лазарсфельду.
|
|
6. В рамках исследовательской программы перечислите необходимые для данной темы качественные и количественные методы. Работа ведется в подгруппах.
7. Используя программы ПИ, разработанные в подгруппах, осуществите системный анализ объекта исследования.
Тема 8. Фокусированное групповое интервью (фокус- группы)
1. Особенности фокусированного группового интервью и сравнение его с другими типами интервью.
2. Формирование групп для проведения фокусированного группового интервью.
3. Создание комфортной обстановки для проведения фокус-групп.
4. Модератор и его стиль работы.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Использование фокус-групп для изучения политической социализации молодежи.
2. Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики).
3. Информация, полученная методом фокус-групп и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере ПИ).
4. Влияние стиля модераторы на поведение фокус-групп.
5. Принципы формирования фокус-групп в зависимости от цели и задач исследования.
II Литература
1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр. 1996.
2. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования// Социология 4 М. - 1991. Т.2.
3. Белановский С. А. Социологическое интервью: проблемы прогнозирования. - М.: 1991. №№ 1, 2. 3.
III Вопросы для самопроверки
1. Один из ключей к хорошему качественному исследования заключается в искусстве задавать вопросы “Почему”? Какие требования надо соблюдать в процессе постановки вопросов “Почему”?
2. В чем заключается техника активного слушания?
|
|
3. Навыки активного выслушивания существуют на двух уровнях: уровне несловесного поведения и техники открытого приглашения к беседе
В чем заключается последний уровень?
4. Какое значение несут следующие манеры эффективного несловесного поведения модератора:
- поддерживает хороший зрительный контакт;
- сидит лицом к говорящему;
- слегка наклоняется к собеседнику;
- остается в относительной расслабленности;
- хорошее качество речи - тон голоса, интонации, акценты?
5. Как необходимо организовать физическое пространство для проведения фокус-групп?
6. Почему в процессе проведения фокус - групп модератору нужно различать “открытые” и “закрытые “вопросы?
7. Когда следует задавать открытые, а когда закрытые вопросы?
8. Какими требованиями нужно руководствоваться при выборе модератора?