Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа - это анализ формирования прибыли. Прибыль- часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

-оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

-определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

-выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг).

В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.

Выручка от реализации является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, которая включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта.

Выручка от реализации может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства.

Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствующими документами об отгрузке.

Валовая прибыль от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство реализованной продукции, работ, услуг. Валовая прибыль от реализации (прибыль от реализации продукции, работ, услуг) является важным финансовым результатом. Этот результат используется при принятии финансовых решений фирмы.

Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят: доходы от финансовых вложений предприятий (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий и др.); доходы от сдаваемого в аренду имущества; сальдо полученных штрафов, неустоек; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году; суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году; проценты, полученные по денежным счетам предприятия в кредитных учреждениях и др.

В состав внереализационных расходов входят:

-недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств, выявленных в результате ревизий и инвентаризаций;

- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям
в иностранной валюте;

- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

- списание безнадежной дебиторской задолженности;

- некомпенсируемые потери от стихийных бедствий;

- затраты по аннулируемым заказам;

- судебные издержки;

- затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и др.

Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату получают балансированием общей суммы всех прибылей и всех убыток.

Общий финансовый результат называют балансовой прибылью. В балансовую прибыль включают:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;

2) прибыль (убыток) от реализации товаров;

3) прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов;

4) прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;

Рисунок.1 – Схема формирования и использования прибыли фирмы.

Таблица 1. Влияние на прибыль некоторых факторов

№ п/п Показатели На начало периода (по базису) По базису на фактически реализованную продукцию На конец периода (фактические данные)
  Выручка от реализации в отпускных ценах предприятия      
  Затраты на производство (полная себестоимость)      
  Прибыль от реализации продукции      

Прибыль за анализируемый период выросла на 139 млн.руб.: ∆П = 282-143

1.Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

∆П (v, уд.в.) = 227-143=+84 млн.руб.

2.Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль на начало периода умножить на процент роста объема производства, который определяется делением выручки от реализации, рассчитанной, исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции, на выручку от реализации на начало периода:

(410:312)*100- 100 = 31,4

∆П(v)= 143*31,4/100 = + 44,9 млн.руб.

3. Определим влияние структурного фактора:

∆П (уд.в.) = 84-44,9=+39,1 млн.руб.

4. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:

∆П (с/с) = 183 -196 = - 13 млн. руб.

5. Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой от реализацией, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:

∆П (ц) = 478 - 410 = +68 млн. руб.

Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов:

39,1 + 44,9 + (-13) +68 = 139 млн. руб.

Аналогичный анализ можно проделать, используя способ цепной подстановки:

Таблица 2 – Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок. Таблица 2. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок

Показатель Условие расчета Порядок расчета Сумма прибыли млн. руб.
Объем реализа ции структура товарной продукции Цена себестои мость
на начало периода         ВРО - С/с 312-169  
Усл. 1         П0*К роста 143*1,314 187,9
Усл. 2         ВРусл.-С/с усл. 410-183  
Усл. 3         ВР1 -С/с усл. 478-183  
на конец периода         BPl-C/c1 478-196  

Изменение суммы прибыли за счет:

1. объема реализации продукции

∆П (v) = 187,9 -143 = +44,9 млн.руб

2. структуры товарной продукции

∆П (уд.в.) = 227-187,9-39,1 млн.руб.

3. средних цен реализации

∆П (ц) = 295-227 = + 68 млн. руб.

4. себестоимости реализованной продукции

∆П(с/с) = 282- 295 = -13 млн.руб.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе "директ-кост", которая была рассмотрена в предыдущем параграфе. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется в основном на отечественных предприятиях, система "директ-кост" позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

При анализе прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используется модель:

П= К (Ц- С/с).

П - сумма прибыли;

К - количество реализованной продукции в натуральных показателях;

Ц -цена реализации единицы продукции;

С/с - себестоимость единицы продукции.

В данном случае принимают, что все факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь между объемом реализации и себестоимостью продукции. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается за счет того, что сумма постоянных расходов не изменяется, а возрастает только переменные затраты.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов используется маржинальный доход. Он представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия (П + Н). Зная ставку маржинального дохода (Дс) в цене единицы продукции, можно определить прибыль от реализации конкретного вида продукции:

П=К* Дс-Н

Дс=Ц-У

П= К* (Ц-V) - Н

где V - переменные затраты на единицу продукции.

Анализ прибыли по формуле, учитывающей переменные и постоянные затраты более точнее определяет влияние факторов на результирующий показатель. Рассмотрим этого на примере, используя данные из таблицы 3.

Таблица 3 - Данные для факторного анализа прибыли по методу маржинального дохода.

Показатели На начало периода На конец периода
Объем реализации продукции, ед    
Цена реализации, руб.   119,5
Себестоимость изделия, руб. 56,3  
В том числе удельные переменные расходы, руб. 39,4 33,7
Сумма постоянных затрат, млн.руб 50,8 61,2
Прибыль, млн. руб.    

Прибыль на начало периода:

По = Ко (Цо -Vo)- Но = 3000000 (104- 39,4)- 50,8 = 143 млн.руб

Пусл1= К1(Цо-Vo) - Но= 4000000 (104-39,4) -50,8 - 207,6 млн.руб.

Пусл.2 = К1 (Ц1 -Vo) - Но = 4000000 (119,5 - 39,4) - 50,8 = 269,6 млн.руб.

Пусл.3 = К1 (Ц1 - VI) - Но = 4000000 (119,5 -33,7) - 50,8 = 292,4 млн.руб.

Прибыль на конец периода:

П1=К1(Ц1- VI) –H1 =4000000 (119,5- 33,7)- 61,2 = 282 млн.руб

Общее изменение прибыли:

282- 143 =139 млн.руб

в том числе за счет изменения:

количества реализованной продукции:

∆Пк= 207,6 - 143 = 64,6 млн.руб.

цены реализации:

∆Пц =269,6 - 207,6 = 62 млн.руб.

удельных переменных затрат:

∆Пv = 292,4-269,6 = 22,8 млн. руб.

суммы постоянных затрат:

∆Пн = 282- 292,4 = -10,4 млн.руб.

Сравнивая результаты, полученные по данному методу и рассчитанные ранее по способу цепных подстановок, можно заменить расхождение между ними: за счет увеличения объема реализации продукции предприятие получило прирост прибыли в первом случае- 44,9 млн.руб., а во втором-64,6 млн.руб. Рассмотренная методика, учитывая взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли, позволяет более исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Предприниматель, чтобы выжить в конкурентной борьбе, всегда стремится в получении максимума прибыли. Поэтому важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным. Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и постоянные), не получая прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). Используя маржинальный анализ, который получил также название директ-кост (direct-cost), находим такой объем производства и реализации продукции, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период. Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржи с переменной себестоимостью возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период. Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способами: графическим (break-even-clart) и алгебраическим решением. Рассмотрим подробнее каждый. На основании данных об объеме реализации продукции, постоянных и переменных затрат, прибыли строится график. По оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) и в стоимостном выражении (если несколько видов продукции). По оси ординат - постоянные и переменные затраты, т.е. полную себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж. Данная точка, где затраты равны выручке и является точкой критического объема производства (ТКОП).


Рисунок 2.

Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли


Постоянные затраты

Прибыль

Маржинальный доход

Переменные затраты

X


Из графика видно, все, что реализовано левее ТКОП - убыточно (зона убытков), все, что правее ТКОП - прибыльно (зона прибыли). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности, которая показывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Для решения проблемы вторым, алгебраическим способом используют модель формирования финансового результата по методу СVР "Затраты – объем - прибыль". Прибыль будет равна: объем продаж в натуральном выражении К умножаем на цену товара Ц - К*Ц, далее отнимаем сумму переменных затрат К*ПР (ПР- переменные расходы единицы продукции) и сумму постоянных затрат Зпост.:

Р= К*Ц-К*ПР.-Зпост.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение:

(Ц-ПР.)*К-Зпост.=0

Отсюда:

Таким образом безубыточный объем реализации продукции равен делению постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на

продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот. Определить зону безопасности можно по формуле:

*100%, где

Кпл. - планируемый объем выпуска продукции;

Кбез. - безубыточный объем выпуска продукции.

Запас финансовой прочности показывает на сколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается такой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увеличить зону безопасности.

При анализе прибыли важно разделить влияние внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь слагаемых прибыли слагаемых прибыли можно отразить с помощью следующей схемы, предложенной А.Д.Шереметом и Р.С. Сайфулиным [13]:

Объем продукции в стоимостном выражении (N) = Объем продукции в физических единицах (g) *Цена единицы продукции (Ц).

Затраты на производство в денежном выражении (S) = Объем использованных ресурсов (в натуральном выражении) (Z) * Цена единицы ресурса (С).

Доходность (N/S) = Производительность ресурсов (g/Z) * Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С).

Прибыль (N-S) = Объем продукции в стоимостном выражении (g*Ц) – Затраты на производство в денежном выражении (Z*С).

Доходность предприятия есть произведение промышленной производительности (g/Z) на финансовую производительность (дефлятор цены) (Ц/С). Последний показатель характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции за счет повышения себестоимости в результате роста цен на ресурсы.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Производится анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности, и разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализованных операций.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы как в целом, так и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляется отношением валовой (ВП) или чистой (ЧП) прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитывается делением прибыли валовой прибыли или чистой на сумму полученной выручки (ВР):

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляется как отношение валовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (∑ИК) или его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, оказывающие существенное влияние на его величину. Факторный анализ осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (УД. в.), себестоимость (С/с), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала, кроме вышеперечисленных факторов среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота - коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

На дальнейшей стадии анализа определяются резервы увеличения прибыли, основными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного леверджа или «эффекта операционного рычага».

В буквальном смысле левердж понимают как рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприятия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обуславливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается показателем производственного левериджа. «Производственный левердж», по определению В. В. Ковалева, - это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска». [6]. Исчисляется уровень производственного леверджа отношением темпов прироста валовой прибыли ∆П% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах ∆К%:

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. С увеличением уровня производственного леверджа увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения доходов.

Например.

Цена изделия, руб.      
Себестоимость изделия, руб.      
Удельные переменные расходы, руб.      
Сумма постоянных затрат, тыс. руб.      
Безубыточный объем продаж, шт.      
Объем производства, шт.:      
Вариант 1      
Вариант 2      
Прирост производства, %:      
Выручка, тыс. руб.:      
Вариант 1      
Вариант 2      
Сумма затрат, тыс. руб.:      
Вариант 1      
Вариант 2      
Прибыль, тыс. руб.:      
Вариант 1      
Вариант 2      
Прирост валовой прибыли, %   82,5  
Коэффициент производственного      
леверджа   4,26  

Приведенные данные показывают, что наибольшее значение коэффициента производственного леверджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на предприятии А - 3%, па предприятии В - 4,26%, на предприятии С - 6%. Соответственно при спаде производства прибыль на предприятии С будет сокращаться в два раза быстрее, чем на предприятии А, отсюда на предприятии С более высокая степень производственного риска.

Немаловажное влияние на величину валовой прибыли оказывают финансовые результаты от прочей реализации и внереализационные доходы и расходы. Каждый вид реализации прочих активов (основных средств, сырья, материалов и т.д.) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе. Доходы от реализации имущества прогнозируются с учетом временного фактора: доход от продаж минус дисконтированный доход от возможной эксплуатации оборудования. Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. При анализе доходов от аренды необходимо учитывать издержки по содержанию сдаваемого в аренду имущества.

Внереализационные доходы и расходы являются результатом нарушений финансово хозяйственной дисциплины, создания непроизводительных расходов, доходов от ценных бумаг. Каждый вид непроизводительных расходов является самостоятельным объектом анализа. Анализ доходов от ценных бумаг включает в себя анализ наличия, состава, структуры и динамики ценных бумаг.

Результаты аналитических расчетов по финансовым результатам предприятия применяется для обоснования бизнес-планов и отдельных управленческих решений.

ателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Анализ финансового положения - это часть финансового анализа, который в свою очередь, является составной частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности. Разделение анализа хозяйственной стельности на финансовый и управленческий обусловлено разделением системы учета на бухгалтерский и управленческий. Пользователями анализа финансового состояния могут быть:

- непосредственно работники управления предприятия;

- лица, которые могут непосредственно не работать на предприятии, но имеют прямой финансовый интерес: акционеры, инвесторы, покупатели и продавцы продукции, различные кредиторы;

- лица, имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые службы, различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т. д.), органы статистики и др.

Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база его включает любую информацию предприятия, полезную для принятия управленческих решений.

Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. проводимого за пределами предприятия. Аналитики, проводящие внешний анализ финансового состояния предприятия, не имеют доступа к внутренней информации фирмы и поэтому данный анализ менее детализирован и более формализован. Основное содержание внешнего финансового анализа составляет:

-анализ абсолютных показателей прибыли;

-анализ относительных показателей рентабельности;

-анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

-анализ эффективности использования заемного капитала;

-рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.

Информационной базой внешнего финансового анализа служат:

а) бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) отчет о финансовых результатах - форма N 2;

в) отчет о движении капитала - форма N 3;

г) отчет о движении денежныхсредств - форма N4;

д) приложение к бухгалтерскому балансу - форма N5.

Форма N5 является годовой, все остальные формы отчетности составляются поквартально, нарастающим итогом. В форме N3 справочной согласно приказу Минфина РФ от 12.11.96 N 97 рассчитывается величина чистых активов. " Чистые активы" является новым и важным показателем деятельности и финансовой устойчивости российских предприятий. Появление его связано с введением Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ему ст.90 для обществ с ограниченной ответственностью и ст.99 для акционерных обществ закрытого типа установлено, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. А если стоимость уставного капитала становится меньше определенного законом минимального размера (для открытого общества не менее 1000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, для закрытого не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда- ст.26 Закона РФ " Об акционерных обществах " от 26.12.95 N 208-ФЗ), общество подлежит ликвидации. Порядок оценки стоимости чистых активов предприятий утвержден приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 05.08.96 N 71/149 (Таблица 1).

Довольно часто при определении стоимости чистого имущества встает вопрос о включении в состав активов, принимаемых к расчету, нематериальных активов. Известна практика финансового анализа зарубежных стран, предполагающая исключение данной статьи из расчета величины имущества. Учитывая, что нематериальные активы относятся к числу тех статей баланса, искажение реальной величины которых является наиболее распространенным, данный подход можно взять на вооружение и в отечественной практике.

Перечень преобразований отчетной формы баланса зависит от квалификации аналитика и конкретных условий, при этом необходимо остановиться на более общих рекомендаций:

1.Исключить из общей суммы капитала:

- величину "Расходы будущих периодов" (стр.216) и на эту же сумму уменьшить материально-производственные запасы (стр.210);

- из суммы дебиторской задолженности величину задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (стр.244);

из суммы краткосрочных финансовых вложений балансовую стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров (стр.252).

Одновременно на эти суммы уменьшить собственный капитал (итог Ш раздела).

2.Увеличить размеры материально-производственных запасов (стр.210) на сумму налога на добавленную стоимость (стр.220), если эта сумма по НДС не относится к внеоборотным активам и к сумме не возмещенного НДС по кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

3.Исключить, если учет выручки по оплате, из суммы материально-производственных запасов (стр.210) стоимость товаров отгруженных (стр.215) и на эту сумму увеличить размер дебиторской задолженности по стр.240, платежи которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

4.Следует перевести из долгосрочных обязательств в краткосрочные, те суммы кредитов и займов, которые должны быть погашены в текущем году.

5.Перенести из краткосрочных обязательств (раздел V) в раздел Ш «Собственный капитал»:

- "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов" (стр.
630);

- "Доходы будущих периодов" (стр.640);

- "Резервы предстоящих расходов и платежей" (стр.650).

6.Следует перевести дебиторскую задолженность, которая может быть погашена не ранее, чем через год, в раздел I "Внеоборотные активы".

Сформировав аналитический баланс, проводим анализ финансового состояния предприятия. Все показатели, используемые в России для финансового анализа, образуют несколько групп.

Наименование показателя Метод расчета
1. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности
1.1. Рентабельность всех активов по балансовой прибыли (плюс %% к уплате) ст. 140 + 070ф.№2
ст. 300 аналитического баланса
1.2. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли ст. 140-150 ф. №2
ст. 490 аналитического баланса

Показатели этой группы определяют, насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы в целях получения прибыли.

Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности рассчитываются в процентах либо по отношению к среднегодовой величине активов, собственного капитала (полу сумме показателей на конец и начало периода), либо по отношению к этим показателям на конец периода. Чем выше показатель рентабельности активов, тем лучше. Показатель рентабельности собственного капитала позволяет сравнить прибыльность работы предприятия с возможным доходом от вложения средств собственников в другие предприятия (ценные бумаги) и служит критерием при анализе курсов акций на рынке ценных бумаг.

2. Показатели оценки эффективности управления.
2.1. Рентабельность всех операций по балансовой прибыли (общая прибыль на рубль оборота) ст. 140 ф.№2
ст. 010+ 090 +120 ф. №2
2.2. Рентабельность всех операций по чистой прибыли ст.140-150ф.№2
ст.010 + 090 + 120ф.№2
2.3. Рентабельность основной деятельности ст. 050 ф. №2 ст.010ф.№2
2.4. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство ст. 050 ф. №2 ст.020 ф.№2

С помощью показателей этой группы производится оценка прибыльности всех направлений деятельности предприятия, определяется какова доля балансовой прибыли в выручке от продаж (валовом доходе). Все эти показатели рассчитываются в процентах по данным формы N2 "Отчет о финансовых результатах". При расчете рентабельности основной деятельности и рентабельности реализованной продукции к затратам на ее производство используется только прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Данный показатель определяет эффективность только производственного процесса. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство показывает насколько эффективно используются материальные ресурсы предприятия в процессе его производственной деятельности.

5. Показатели деловой активности предприятия.
3.1. Коэффициент общей оборачиваемости активов (общая капиталоотдача) (оборотов). ст. 010 ф.№2
ст. 300 аналитического баланса
3.2. Оборачиваемость материальных оборотных средств (производственного запаса) (дней). ст. 210* 360 дн. ст.020 ф.№2
3.3. Оборачиваемость средств в расчетах (дней). (стр216+230+240)*360:стО 10фN2
3.4.Оборачиваемость кредиторской задолженности (дней) 360 дн. * ст. 620 ст.010ф.№2
3.5. Продолжительность операционного цикла (дней). пок. 3.2. +пок. 3.3.
3.6. Продолжительность финансового цикла (дней). пок. 3.5.-пок. 3.4.

Группа показателей оценки делово активности позволяет оценить скорость оборота капитала предприятия и отдельных его составных частей и элементов. Показатели этой группы отражают отраслевую специфику и позволяют оценить продолжительность операционного и финансового циклов и спланировать потребность в финансовых ресурсах. Вес показатели этой группы рассчитываются по отношению к среднегодовым данным. Последний показатель этой группы отражает продолжительность финансового цикла. Чем выше кредиторская задолженность предприятия (если она не создает угрозы банкротства) и соответственно, ниже продолжительность финансового цикла, тем лучше. Когда дебиторская задолженность сопоставима с кредиторской. продолжительность финансового цикла близка к показателю оборачиваемости производственных запасов в днях. В условиях хронических неплатежей при расчете показателей этой группы необходимо из величины дебиторской и кредиторской задолженностей выделить просроченную задолженностей и расчеты вести в двух вариантах, как с учетом, так и без учета просроченной задолженности.

4. Показатели оценки и платежеспособности предприятия
4.1 Показатель абсолютной ликвидности (норматив: 0,2-0,3) ст. 250 + 260
ст. 690аналитичес кого баланса
4.2 Показатель срочной ликвидности (норматив: 0,6-0,7) ст.240 + 250 + 260
ст. 690 аналитического баланса
4.3 Показатель текущей ликвидности (норматив:>2) ст. 290
ст. 690 аналитичес кого баланса

Показатели этой группы отражают достаточность средств у предприятия для погашения своих краткосрочных обязательств:

- наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) на уровне 0,2-0,3. При расширении компьютеризированных методов управления денежными средствами указанный норматив имеет тенденцию к снижению.

- ликвидных активов: денежных средств, краткосрочных финансовых вложений (легкореализуемые ценные бумаги) и счетов к получению (дебиторская задолженность) на уровне 0,6-0,7.

- всех оборотных средств у предприятия на уровне в 2 раза больше обязательств.

Все указанные коэффициенты рассчитываются на начало и на конец периода и анализируются в динамике.

5. Показатели оценки финансовой устойчивости предприятия
5.1 Уровень собственных средств или коэффициент автономии (норматив: >5) ст. 490 аналитического баланса
ст. 700 аналитического баланса
5.2 Соотношение заемных и собственных средств (плечо рычага) (норматив: <1) ст.590 + 690
ст. 490 аналитического баланса
5.3 Обеспечение необоротных активов собственными средствами (норматив: <1) ст. 190
ст. 490 аналитического баланса
5.4 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив: >5) (стр. 490 аналитического баланса – Iр):стр.290

Данная группа показателей отражает структуру капитала. Они также как и в предыдущей группе рассчитываются на начало и на конец периода для анализа их в динамике. Уровень собственных средств в общей сумме инвестированного капитала отражает финансовую независимость и для ее поддержания должен быть на уровне не ниже 0,5. Показатель, носящий название "плечо финансового рычага", показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Считается, что уровень собственных средств в капитале должен быть не меньше заемных, поэтому его норматив меньше 1. С точки зрения финансовой устойчивости предприятия важными показателями являются "Обеспечение необоротных активов собственными средствами" и "Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами". Считается, что предприятие финансово устойчиво, если его основные средства полностью финансируются за счет собственного или, как минимум, перманентного капитала. Собственный капитал должен быть не меньше суммы внеоборотных активов и половины оборотных активов.

Аналогично представлен анализ финансового состояния предприятия в работах А.Д. Шеремета [13] и В.В.Ковалева [6]. Кроме того, А.Д. Шереметом предложена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.

Для более глубокого анализа предприятия, позволяющего всесторонне оценить результаты его хозяйственной деятельности, применяются различные методы, которые позволяют связать воедино анализ финансовых результатов (один из разделов управленческого анализа) и анализ его финансового состояния. Методика, предложенная фирмой «Du Pont» позволяет определить, в какой мере показатель «рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (return on equity - ROE)» зависит от других показателей:

рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли:

общая капиталоотдача:

мультипликатор собственного капитала

Факторный анализ данного показателя позволяет понять, какие из перечисленных факторов существенно влияют на уровень рентабельности собственного капитала предприятия.

Для анализа рентабельности производственного капитала (отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных средств) можно использовать модель, предложенную М.И. Бакановым и А. Д. Шереметом [13]:

Где Р- балансовая прибыль,

F- средняя стоимость основных фондов,

E- средние остатки материальных оборотных средств,

N - выручка от реализации продукции,

P/N- рентабельность продаж,

F/N+T/N- капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости,

S/N- затраты на рубль продукции,

U/N-- зарплатоемкость продукции,

M/N- материалоемкость продукции,

A/N- фондоемкость продукции.

По этой формуле можно определить насколько изменится уровень рентабельности производственного капитала за счет факторов интенсификации производства.

Рентабельность собственного капитала (Rск) отличается от рентабельности всех активов (или всего инвестированного капитала) после уплаты налогов, рассмотренных как показатель оценки прибыльности хозяйственной деятельности (блок 1) (Rик.), на величину эффекта финансового рычага (ЭФР):

ЭФР=[ Rик.(1-Кн.)-СП]* , где

Кик. - рентабельность всего инвестированного капитала;

Кн. - коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли);

СП - ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;

ЗК - заемный капитал;

СК - собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Эффект финансового рычага состоит из двух составляющих:

- [Rик.(1-Кн.)-СП] - разности между рентабельностью всего инвестированного капитала после уплаты налогов и ставкой процента за кредит;

- - плечо финансового рычага.

Положительный эффект финансового рычага возникает когда,

Rик.(1-Кн.)-СП>0; а это возможно только тогда, когда процентная ставка за кредитные ресурсы ниже рентабельности инвестированного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемного капитала. В противном случае создается «эффект дубинки», т.е. «проедание» собственного капитала за счет наращивания заемного под большие ссудные проценты.

В условиях значительных темпов инфляции, высоких налоговых и банковских процентных ставок, нестабильной экономики, актуальным становится оценка и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, решение вопроса о его состоятельности.

Для прогноза финансового состояния предприятия с позиции возможного банкротства используются 3 подхода:

1. Расчет индекса кредитоспособности.

2. Использование системы формализованных и неформализованных критериев.

3. Прогнозирование показателей платежеспособности.

Расчет индекса кредитоспособности сводится к построению многофакторной регрессии, разработанной в 1968 году западным экономистом Альтманом: где:

Z = 3,3 К1 + 0,999К2 + 0,6 КЗ +1,4 К4 + 1,2 К5,

Критическое значение индекса Z, рассчитанного Альтманом позволило сделать вывод о возможном банкротстве предприятия в обозримом будущем (Z<2,675) и достаточно устойчивом его финансовым положением (Z>2,675). Однако, здесь возникает весьма серьезный недостаток: данную модель можно применять только для крупных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах, для которых возможно получить объективную рыночную оценку собственного капитала (К3). Имеется опыт применения индекса Z для отчетных компаний нефтяного комплекса Масютин С. А в своей работе предлагает заменить в числителе третьего слагаемого рыночную стоимость акций на балансовую стоимость активов ввиду отсутствия информации, а четвертый показатель приравнять, к нулю.

Кроме того, ориентация на один критерий на практике не всегда оправдана. Поэтому многие крупные аудиторские фирмы, занимающимися аналитическими обзорами, при прогнозировании финансового состояния предприятия, используют для своих аналитических оценок системы - литериев, которые детализированы по отраслям и подотраслям. Их разработка требует большой базы статистических данных.

Для предприятий, не относящимся к крупным компаниям, Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия» утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий:

- показатель текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствам, которые должны соответствовать установленным значениям. Наличие реальной возможности у предприятия восстановить (или утратить) свою платежеспособность характеризует коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. В случае признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, проводится анализ зависимости неплатежеспособности от задолженности государства перед ним. С этой целью суммарный объем кредиторской задолженности корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка. В данном методе существенным недостатком является то, что критическое значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2 взято из международной практике, что является слишком жестким для российских предприятий, имеющих большой дефицит оборотных средств. Даже, в экономических развитых странах нормативные значения данного коэффициента дифференцированы по отраслям и подотраслям.

В последнее время в практике арбитражных производств были замечены случаи преднамеренного банкротства своих предприятий. В соответствии со ст.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению разработано Распоряжение N33-р от 08 октября 1999 года, которым утвердило Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Согласно данным Методическим рекомендациям, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, который делятся на два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки. На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.

5. Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка в России необходимость в бизнес-планах стала очевидной. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В январе 1995 года московское правительство опубликовало распоряжение, в котором рекомендовано использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач:

- организационно- управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

- выявления потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных

задач, как:

- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов направлений и способов осуществления предпринимательской деятельности;

- составление проспектов эмиссий ценных бумаг;

- выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Заказчиками бизнес-планов являются юридические и физические лица,

осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

Разработчиками бизнес-планов выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинга, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы.

Бизнес-план - документ перспективный, рассчитанный на - 3-5 лет вперед. Для первого и второго годов основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а по возможности, даже в месячном разрезе:

- состав, структура и объем бизнес- плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью его составления.

Рассмотрим описание структуры разделов бизнес-планов, рассмотренных в различных источниках [7, 11, 12, 14, 15]:

Структура разделов бизнес-плана, по мнению Уткина Э.А. выглядит так:

1) краткое содержание (резюме);

2) характеристика сферы деятельности компании;

3) описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг;

4) исследование и анализ рынка;

5) планы маркетинга;

6) производственный и финансовый планы;

7) оценка возможных рисков;

8) страхование.

Циферблат Л.Ф. представляет себе структуру разделов бизнес-плана несколько иначе

1) описание компании;

2) план маркетинга;

3) план производства;

4) юридический план;

5) финансовый план и прогноз рисков;

6) стратегия финансирования;

7) резюме.

Пелих А.С. в своей работе «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес» приводит структуру бизнес-плана в более подробной разбивке, с включением в структуру бизнес-плана титульного листа и приложений:

1) титульный лист;

2) краткое изложение;

3) анализ рынка;

4) описание предприятия;

5) маркетинг и сбыт;

6) продукты (услуги);

7) операции;

8) руководство и собственность;

9) источники и направления финансирования;

10) финансовый план;

11) приложения или специфические данные.

Наиболее подробную структуру бизнес-плана представил Шулепцов А.Ф. в монографии «Бизнес-планирование в современных условиях»:

1) резюме (краткое изложение основных характеристик и наиболее привлекательных моментов предлагаемого проекта);

2) обоснование выбора товара или услуги, производство которых ЯИЛЯС1СМ целью проект;

3) оценка рынка сбыта намечаемых к производству товаров;

4) характеристика существующих конкурентов;

5) план маркетинга;

6) план производства;

7) план строительства;

8) обоснование выбора поставщиков;

9) обоснование местоположения фирмы;

10) обоснование намечаемой (или фактически существующей
организационно- правовой формы, в которой будет реализован проект;

11) организационная структура;

12) информация о персонале;

13) отчетная финансово-бухгалтерская информация и план финансирования проекта;

14) риски проекта и страхование;

15) оценка инвестиционной привлекательности проекта.

Шеремет А.Д. и Сайфулин Р.С. в учебном пособии «Финансы предприятий» приводят перечень разделов бизнес-плана с приведением конкретных задач экономического анализа для их оценки.

Таблица 1- Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценка бизнеса.

№ п/п Название отдела Содержание раздела Задачи анализа и оценки
  Титульный Лист Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на секретность.  
1. Резюме Основные положения предполагаемого проекта. Цель предполагаемого производства. Новизна предлагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроки возврата кредитов. Анализ и оценка продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли.
2. Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса. Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.
3. Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры.
4. Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик уровня качества и дизайна их продукции, ценовой политики. Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ целей, стратегий конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
5. План маркетинга Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов рынка. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы. |
6. План производства. Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.  
7. Оценка риска и страхование. Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования от рисков. Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим. экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений.
8. Финансовый план. Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятиях График достижения безубыточности. Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.
9. Стратегия финансирова ния. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов. Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.

Количественное выражение плана, средство контроля над его выполнением осуществляется через особый инструмент финансового планирования - бюджетирование, который является методом управления результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулирования и внесения коррективов.

В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый бюджет.

В свою очередь, операционный бюджетсостоит из бюджетов:

- реализации;

- производства;

- прямых затрат на материалы;

- прямых затрат на труд;

- производственных накладных расходов;

- общих и административных расходов;

- прогнозного отчета о прибыли.

- Финансовый бюджет состоит из:

- бюджета денежных средств;

- прогнозного баланса.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является составлением бюджета, размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибыли и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Он может быть совсем простым (проект продаж и затрат уличной овощной лавки), или очень сложным (финансовый проект крупной корпорации).

Бизнес-планы, приведенные в количественные измерители, образуют сметы, которые состоят из смет:

- текущих затрат:

1) программа сбыта;

2) производственный план, исходя 3-х видов ресурсов;

3) смета потребностей в оборотном капитале;

4) смета расходов;

5) смета денежных средств.

- капитальных затрат:

1) смета потребности в основных средствах;

2) смета потребности в оборотном капитале.

При определении потребности в оборотных средствах фирмы используется формула:

Фоб. = Зтек. + 3стр. + Н +Поб., где:

Фоб. - оборотные средства, руб.;

Зтек. - текущий запас товарно-материальных ценностей, руб.;

3стр. - страховой запас товарно-материальных ценностей, руб.;

Н - незавершенное производство, руб.;

Поб. - прочие оборотные средства, руб.

Зтек. = Д х Т, где:

Д - среднедневной расход материалов, руб.;

Т - время между 2-мя поставками в днях.

где,

Рм. - расход материалов на выпуск всей продукции, руб.;

n- число дней выпуска продукции.

где,

Г - грузоподъемность автомобиля;

Дн. - среднедневной расход материалов в натуральном выражении.

3стр. = 0,5 х Зтек.

Н = С ср.дн. х Тц. х К гот., где:

Сср.дн.- среднедневная себестоимость выпуска продукции, руб.;

Тц. - длительность производственного цикла в днях;

Кгот. - коэффициент готовности.

где,

Сер. - полная себестоимость выпуска продукции, руб.

где,

Уп. - удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %;

Упер. - удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции,%.

Величина прочих оборотных средств на предприятии (Поб.) составляет приблизительно 25% от всех остальных оборотных средств.

Зная потребность предприятия в основных (Фосн.) и оборотных средствах (Фоб.), можно определить общую величину необходимых капитальных вложений (Фкап.вл.):

Фкап.вл. = Фосн. + Фоб.

Подготовка традиционного бюджета, основанного только на одном прогнозе продаж, приемлем для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. В реальной же практике существует много вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который ориентирован не на один объем продаж, а на диапазон из возможных его уровней. Гибкость бюджету придает регулирование управлением производственным рычагом, т.е. соотношением между постоянным и переменными издержками. Оценка исполнения гибкой сметы, в отличие от жесткой, определяется по комплексным статьям затрат в зависимости от изменения объема производства и объема продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: