Формы реорганизации предприятия

Формы реорганизации Переход прав и обязанностей
Слияние: А + В = С Полностью от А и В к С
Присоединение А В = В Полностью от А к В
Разделение А = В и С Полностью от А к В и С в соответствии с разделительным балансов
Выделение А = А и В Частично от А в соответствии с разделительным балансом
Преобразование: АО = ООО либо производственный кооператив ООО = производственный кооператив Полностью к новому лицу

Санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

ü Слияния предприятия с более мощной компанией;

ü Выпуска ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;

ü Увеличение банковских кредитов и предоставления субсидий;

ü Уменьшение выплат по облигациям и отсрочка погашения;

ü Полной или частичной покупки государством акций.

Финансовая санация осуществляется с помощью привлечения средств владельцев, кредиторов, персонала предприятия. Если финансовых источников недостаточно для проведения санации, то принимается решение о предоставлении предприятию государственной финансовой поддержки.

Централизованная санационная поддержка может оказываться путем:

o Прямого бюджетного финансирования (ссуды, субсидии, дотации, полный или частичный выкуп акций);

o Непрямых форм создания благоприятных условий (государственные гарантии, поручительства, предоставление разрешения на нарушение антимонопольного законодательства, списание или реструктуризация налоговых обязательств).

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев, хотя срок может быть продлен на 6 месяцев. Если за этот период не наметился выход предприятия из кризиса, то арбитражный суд признает его банкротом и открывает конкурсное производство. Происходит принудительная ликвидация должника.

Б. Диагностика финансового состояния. Возможное наступление банкротства характеризуется как кризисное состояние предприятия, при котором невозможны финансовые расчеты. Показателям неплатежеспособности соответствует неудовлетворительная структура баланса.

Существует официальная процедура диагностики финансового состояния предприятия. Для этого вычисляют 4 коэффициента: коэффициент текущей ликвидности (Ктл), коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс), коэффициент восстановления платежеспособности (Квп), коэффициент утраты платежеспособности предприятия (Куп).

Если существует реальная возможность восстановления платежеспособности, то решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, может быть отложена. Для этого можно вычислить ряд показателей, свидетельствующих о такой возможности: коэффициент текущей платежеспособности (Ктл) и коэффициент автономии (Ка). Если наблюдается тенденция к снижению этих показателей, то угроза банкротства отложена.

Предприятие за счет внутреннего потенциала может нейтрализовать угрозу банкротства. Для этого существуют показатели: коэффициент рентабельности капитала (Крк) и коэффициент оборачиваемости активов (Коа). Коэффициент рентабельности капитала показывает, в какой мере предприятие способно формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возрастающих платёжных обязательств. Коэффициент оборачиваемости активов показывает степень скорости формирования этих дополнительных денежных потоков.

Кроме того, существует несколько методов интегральной оценки угрозы банкротства: пятифакторная модель Альтмана, расчет коэффициента финансирования трудноликвидационных активов. Но эти методы нельзя считать совершенными. По итогам анализа разрабатывается антикризисный механизм банкротства.

В. Маркетинг в антикризисном менеджменте. Основная цель маркетинга – это определение величины спроса на товар и его доли на рынке. Производственно-хозяйственные организации при помощи маркетинговой политики могут решать проблемы заказчика (потребителя). В период кризиса используются маркетинговые возможности поиска средств и методов выявления рыночных резервов предприятия (сильных и слабых сторон производства), а также получение информации о динамике социально-экономических процессов.

Роль маркетинга в антикризисном управлении предприятия состоит в следующем:

· Маркетинговые исследования позволяют выявить необходимость создания предприятия, сокращения или увеличения производства, прекращения деятельности предприятия;

· Использование маркетинговых исследований помогают сделать выбор в пользу создания определённого производства и его объёмов;

· Применение маркетинговых исследований помогают предприятию выявить свои возможности на рынке и выйти из кризисной ситуации с наименьшими потерями.

Объектами маркетинга являются:

- Рыночные исследования. Проводятся с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Объектами рыночного исследования являются экономические, научно-технические, демографические, экологические, законодательные факторы.

- Исследование потребителей. Проводится с целью выявления побудительных факторов при выборе потребителем определённого товара или услуги. При этом анализируется социальное положение, демографические и половозрастные характеристики, уровень образования.

- Исследование конкурентов. Необходимо для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; возможности сотрудничества и кооперации с конкурентами.

- Исследования товаров. Проводится для определения соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателей.

- Исследование цены. Направлено на определение такого уровня цены, чтобы при наименьших затратах прибыль была наибольшая. Для этого необходимо проанализировать затраты на разработку, производство и сбыт товаров, влияние конкуренции.

- Исследование товародвижения и продаж. Необходимо определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товаров до потребителя. Объектами изучения являются торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения.

Маркетинговые службы при отборе и исследовании информации контролируют ситуацию на рынках в отдельных регионах страны и мира.

К факторам маркетинговой среды, контролируемым в антикризисном менеджменте, относятся:

· Микроэкономическая маркетинговая среда (конкурентные преимущества предприятия и слабые стороны конкурентов; характер конкурентной среды; конъюнктура рынка ресурсов; параметры спроса; характеристики потребителей);

· Региональная территориальная маркетинговая среда (уровень развития инфраструктуры; динамика особых черт региона, влияющих на бизнес; динамика инвестиций; уровень и динамика благосостояния населения; уровень и характер занятости населения);

· Макроэкономическая маркетинговая среда (социально-экономическая политика; законодательная база; таможенная политика; научно-техническая и промышленная политика; кредитно-денежная политика; ценовая и налоговая политика; ресурсный потенциал страны);

· Международная маркетинговая среда (экономические кризисы в странах и регионах мира; социальные конфликты и войны; демографические взрывы; экологические и стихийные бедствия; нарушение международных соглашений).

Организационно-производственный менеджмент на кризисном предприятии распространяется на ряд направлений деятельности:

1. Оценка стоимости недвижимости необходима при заключении купли-продажи, отчуждении собственности государственным органам, при заключении арендных договоров. Процесс оценки недвижимости, с точки зрения менеджмента, предусматривает определение задач; составление плана оценки; сбор и проверку информации; применение уместных подходов к оценке; согласование; отчёт о результатах оценки стоимости.

2. Анализ финансового состояния предприятия предполагает оценку показателей в динамике. Оценки ведутся по абсолютным величинам разделов баланса; весу разделов в общей структуре баланса; оценочным финансовым коэффициентам, позволяющим соизмерить их с нормативными значениями.

Анализ финансового состояния предприятия включает следующие основные разделы: структура активов и пассивов; анализ имущественного положения; экспресс-анализ финансового состояния; ликвидность; финансовая устойчивость; анализ деловой активности и оборачиваемости средств предприятия; рентабельность капитала и продаж; эффект финансового рычага; эффект производственного рычага. По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей.

Для налоговой инспекции необходимо знание финансовых показателей как: прибыль, рентабельность активов, рентабельность реализации. Для кредитующих банков важна платежеспособность и ликвидность активов. Для партнёров по договорным отношениям (поставщиков и потребителей) важна финансовая устойчивость и финансовая независимость. Для акционеров и инвесторов представляют интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов.

3.Организационные механизмы оздоровления. Финансовое оздоровление предприятия проходит определённые этапы:

- На первом этапе устраняются внешние факторы банкротства (совершенствуется платёжный календарь; регулируется уровень незавершённого производства; переводятся низкооборотные активы в высокооборотные переоформляется краткосрочная задолженность в долгосрочную).

- На втором этапе проводятся локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.

- На третьем этапе создаётся стабильная финансовая база. Долгосрочными методами финансового оздоровления являются: активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши; поиск стратегических инвестиций; смена активов под новую продукцию.

Маркетинг как система управления предполагает наличие объекта и субъекта управления; выбор средств управления; создание системы правомочий и ответственности. При этом используется общепринятые принципы и критерии построения систем управления; ресурсное обеспечение.

Маркетинговые коммуникации и информация выполняют связующую роль в управлении, являясь средством получения и оценки информации. Реклама, являясь формой коммуникации, обслуживающей рынок, стимулирует спрос и продвижение продукции, услуг, идей к потребителю, путём информирования о потребительских свойствах и качестве товара. Поэтому рекламу можно рассматривать как средство управления, обеспечивающую развитие производства.

Содействие продажам – это комплекс мероприятий по воздействию на потребителя, ускоряющий процесс покупки, и на производителя, стимулирующий процесс сбыта. В качестве приёмов содействия продажам используют: кредиты, снижение цен (сезонные или др. скидки), премии, бесплатный товар, образцы-подарки, пробы, дегустации, конкурсы, лотереи.

Связи с общественностью осуществляются для формирования положительного общественного мнения о фирме, её продукции, деловой культуре.

Г. Управление персоналом предполагает ряд целенаправленных, последовательных действий руководителей разного уровня для достижения поставленной цели (планирование работы с персоналом, исследования, оценку, движение, повышение квалификации и др.), в период кризиса необходимо не только проводить вышеперечисленную работу, но и учитывать социально-психологическую обстановку.

Антикризисное управление персоналом предполагает формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор и расстановку), демократический стиль управления, заботу о персонале, учёт индивидуальных особенностей.

Антикризисная кадровая политика должна быть:

· Созидательной и реалистичной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение профессионально подготовленных, предприимчивых людей с новаторскими задатками;

· Рациональной, носящей упреждающий и опережающий характер, направленный на предупреждение кризисных ситуаций;

· Демократичной по механизму и принципам управления персоналом, по целям и созидательной базе;

· Законопослушной, опирающейся на законодательно-правовую базу;

· Комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом;

· Единой для всей организации и многоуровневой для всех групп персонала, охватывая все управленческие процессы и механизмы воздействия на них;

· Нравственной для всех сотрудников организации.

Принципы антикризисного управления персоналом (общие и частные) тогда действуют эффективно, когда взаимодействуют между собой и дополняют друг друга (рисунок 8).

 
 
Принципы антикризисного управления персоналом


Сотрудничество с профсоюзами и общественностью
Правовая и социальная защищённость

           
   
     
 


Рисунок 8 – Принципы антикризисного управления

Д. Антикризисная инвестиционная политика является важным ресурсом в антикризисном управлении. В кризисный период очень важно правильно выбрать инвесторов и формы вложения инвестиций, а также рассчитать, когда и в каком размере может быть получен доход.

При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В составе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основные средства). Так же выделяют инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.

Инвестиционные вложения могут быть связаны с новым строительством (освоение новых видов деятельности); реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий; расширением действующих предприятий.

Е. Антикризисное бизнес-планирование предполагает анализ, выявление сильных и слабых сторон предприятия, систему мер руководства предприятия по выходу из кризиса. Бизнес-план включает в себя общую характеристику предприятия, анализ его финансового состояния, план финансового оздоровления, рынок и конкуренцию, финансовый план.

Бизнес-план финансового оздоровления призван включать чёткое описание ожидаемых проблем, трудностей и способов их разрешения. В него входят следующие разделы:

· Общая характеристика предприятия.

В этом разделе выделяют подразделы:

- Основные подразделения предприятия, филиалы, отделения, дочерние фирмы;

- Наиболее важные экономические нормативы за 3 года;

- Основная номенклатура продукции;

- Уровень мощности предприятия;

- Основные потребители продукции;

- Главные поставщики предприятия;

- Валовая выручка и себестоимость продукции;

- Количество персонала;

- Факторы, приведшие к финансовым трудностям предприятия.

· План чрезвычайных мероприятий по преодолению неплатежеспособности предприятия.

Данный план включает в себя:

- Организационные мероприятия (продажа активов, продажа финансов, изменение внутренней организационной структуры);

- Смена руководства;

- Изменение системы учёта и контроля;

- Изменение номенклатуры продукции;

- Переподготовка кадров;

- Предварительное решение проблем задолженности, а также ожидаемые расходы и доходы, связанные с реализацией чрезвычайных мер.

Любая компания призвана использовать долгосрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочный план охватывает 3-5 лет, носит прогнозный характер и определяет общую стратегию компании. К основным областям долгосрочного планирования относятся: организационная структура; производственные мощности; капитальные вложения; потребности в финансовых средствах; исследования и разработки; доля рынка.

Краткосрочное планирование рассчитано на год, полугодие, месяц. Краткосрочное планирование связывает планы различных партнёров и поставщиков, поэтому они должны согласовываться или быть общими по некоторым разделам. Данный план включает объёмы производства, планирование прибыли. Краткосрочный финансовый план позволяет анализировать и контролировать ликвидность компании.

Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих видов планов:

- Основного финансового плана (доходы с оборота, текущие расходы, результаты текущей деятельности);

- Кредитного плана;

- Плана капитальных вложений;

- Плана по обеспечению ликвидности;

- План товарооборота;

- План по сырью;

- Производственный план;

- План по труду;

- План движения запасов готовой продукции;

- План по реализации товаров и прибыли;

- Кредитный план;

- План капиталовложений.

Для выхода из кризисных ситуаций особое значение имеет стратегическое планирование. Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфический стратегий, предназначенных для выхода предприятия из кризиса. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации.

Ж. Организация ликвидации предприятия происходит в том случае, если все меры по оздоровлению ситуации не принесли ожидаемого результата. При этом происходит оценка имущества предприятия по балансовой и рыночной стоимости, определяется ликвидационная масса, выбираются формы продажи имущества, обеспечивается удовлетворение претензий кредиторов.

З. Реструктуризация бизнеса помогает найти способы вывода предприятия из кризисного состояния, превратить его в рентабельное производство. Она должна охватывать многие организационно-управленческие, финансовые и социальные аспекты деятельности предприятия, т.е. речь идет о переориентации всех функций предприятия на рыночный механизм получения прибыли. Основными стадиями реструктуризации являются диагностирование, проведение краткосрочных реорганизационных и реконструкционных мероприятий, оценка простоев и накопление средств, собственно реструктуризация.

И. Реинжиниринг предполагает фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности компании: стоимости, качества, сервиса и темпов. Главной задачей реинжиниринга является освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции. Основными принципами перепроектирования бизнес-процессов являются:

- интегрирование бизнес-процессов;

- горизонтальное сжатие бизнес-процессов;

- децентрализация ответственности;

- диверсификация бизнес-процессов;

- рационализация горизонтальных связей, управленческого воздействия и связей «компания-заказчик»;

- сохранение положительных моментов централизации управления.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под антикризисным управлением?

2. Каковы проблемы антикризисного управления?

3. В чем суть антикризисного управления?

4. Каковы стратегии антикризисного управления?

5. Перечислите факторы, определяющие эффективность антикризисного управления?

6. Назовите правовые механизмы антикризисного управления?

7. Перечислите экономические механизмы антикризисного управления?

8. Что представляет собой санация предприятия?

9. Когда проводится процедура санации?

10. Какие виды санации вы знаете?

11. Какие существуют формы реорганизации предприятий?

12. Какие вы знаете внешние источники, за счет которых может осуществляться санация?

13. Какие существуют централизованные санационные формы поддержки?

14. Какие показатели рассчитываются при диагностике финансового состояния предприятия?

15. В чем особенности антикризисного управления персоналом?

16. Какова цель маркетинга в кризисный период?

17. Каковы этапы ликвидации предприятия?

18. В чём особенность психологического подхода распознавания типа кризиса и разработке антикризисных мероприятий?

19. Какие две концепции существуют в рамках психологического подхода распознавания типа кризиса?

20. В чём особенность социально-политического подхода распознавания типа кризиса и разработке антикризисных мероприятий?

21. В чём особенность структурно-технологического подхода распознавания типа кризиса и разработке антикризисных мероприятий?

22. В какие группы можно объединить всю совокупность проблем антикризисного управления?

23. Охарактеризуйте проблемы распознавания кризисных ситуаций.

24. В чём особенность методологических проблем антикризисного управления?

25. Каковы особенности конфликтологических проблем управления?

26. Какие проблемы антикризисного управления объединены в группу поиска информации?

27. Что представляет собой методика антикризисного управления?

28. Определите основные элементы антикризисного управления.

29. Каковы характерные черты успешного управления кризисными ситуациями?

30. Перечислите ошибки персонала, не владеющего методикой АКУ, которые приводят к затяжным кризисам.

31. Каковы особенности выбора стратегии восстановления при решении антикризисных ситуаций?

32. Назовите факторы, определяющие выбор стратегии восстановления.

33. В каких случаях для выхода из кризиса применяют стратегию поворота?

34. В чём особенность стратегии выхода?

35. Каковы формы изъятия инвестиций в период реализации стратегии выхода и их характерные особенности?

36. В чём состоит роль маркетинга в антикризисном управлении предприятия?

37. Назовите факторы маркетинговой среды, контролируемые в антикризисном менеджменте.

38. На какие направления деятельности распространяется организационно-производственный менеджмент кризисного предприятия?

39. Каковы принципы антикризисного управления персоналом?

40. В чём особенность бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, и какие разделы в него входят?

41. Дайте характеристику долгосрочному и краткосрочному планированию.

Тесты к главе 3. «Основные черты антикризисного управления»

1. К правовым механизмам антикризисного управления относится:

а) Диагностика финансового состояния;

б) Инвестиционная политика;

в) Наблюдение.

2. К экономическим механизмам антикризисного управления относится:

а) Оценка бизнеса предприятия;

б) Внешнее управление;

в) Конкурсное производство.

3. При какой форме реорганизации предприятия переход прав и обязанностей происходит полностью от А и В к С?

а) Выделение;

б) Разделение;

в) Слияние.

4. Как осуществляется переход прав и обязанностей при присоединении?

а) Полностью от А и В к С;

б) Полностью от А к В;

в) Полностью от А к В и С.

5. Вложение денежных средств в конкретное предприятие с целью получения дохода называют:

а) Инвестиционной политикой;

б) Антикризисным бизнес планированием;

в) Маркетингом.

6. Какой подход исследует степень влияния личности на возникновение кризисных ситуаций и её преодоление?

а) Структурно-технологический;

б) Психологический;

в) Социально-политический.

7. Какой подход изучает причины кризиса, лежащие в сфере корпоративной идеологии и культуры организации производства?

а) Структурно-технологический;

б) Социально-политический;

в) Психологический.

8. Какой подход исследует неспособность технологий адаптироваться к меняющейся организационной обстановке?

а) Психологический;

б) Социально-политический;

в) Структурно-технологический.

9. К группе проблем распознавания кризисных ситуаций относится:

а) Предотвращение кризиса;

б) Инвестиционное проектирование;

в) Селекция персонала.

10. К группе конфликтологических проблем антикризисного управления относятся:

а) Проблемы выхода из кризиса;

б) Правовые проблемы;

в) Поведение в условиях неопределённости.

11. К группе методологических проблем антикризисного управления относятся:

а) Прогнозирование кризиса;

б) Финансово-экономические проблемы;

в) Предотвращение кризиса.

12. Какая стратегия развития сводится к ликвидации последствий кризиса и возврату к докризисному уровню производства, продаж, прибыли?

а) Стратегия поворота;

б) Стратегия выхода;

в) Стратегия восстановления.

13. Какая стратегия развития приводит к изменению ассортимента товаров или услуг, реорганизации или ликвидации убыточных единиц предприятия, сокращению персонала?

а) Стратегия выхода;

б) Стратегия поворота;

в) Стратегия восстановления.

14. Какой тип маркетингового исследования проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия?

а) Исследование конкурентов;

б) Рыночные исследования;

в) Исследования потребителей.

15. Назовите тип маркетингового исследования, который проводится с целью выявления побудительных факторов при выборе потребителем определённого товара или услуги?

а) Исследования потребителей;

б) Исследование конкурентов;

в) Исследование цены.

16. Какой тип маркетингового исследования необходим для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; возможности сотрудничества и кооперации с конкурентами?

а) Исследование товаров;

б) Рыночные исследования;

в) Исследования конкурентов.

17. Назовите тип маркетингового исследования, который проводится для определения соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателей?

а) Исследование товаров;

б) Исследование товародвижения и продаж;

в) Исследование потребителей.

18. Какой тип маркетингового исследования необходим для анализа затрат на разработку, производство и сбыт товаров, влияния конкуренции?

а) Исследование потребителей;

б) Исследование цены;

в) Исследование конкурентов.

19. Назовите тип маркетингового исследования, который необходим для определения наиболее эффективных путей, способов и средств доведения товаров до потребителя?

а) Исследование товародвижения и продаж;

б) Исследование цены;

в) Исследование товаров.

20. Какая маркетинговая среда определяет конкурентные преимущества предприятия и слабые стороны конкурентов; характер конкурентной среды; конъюнктура рынка ресурсов; параметры спроса; характеристики потребителей?

а) Макроэкономическая среда;

б) Международная среда;

в) Микроэкономическая среда.

21. Назовите маркетинговую среду, определяющую уровень развития инфраструктуры; динамику особых черт региона, влияющих на бизнес; динамику инвестиций; уровень и динамику благосостояния населения; уровень и характер занятости населения.

а) Международная среда;

б) Макроэкономическая среда;

в) Региональная среда.

22. К общим принципам АКУ персоналом относится:

а) Системность, уважение;

б) Участие сотрудников в принятии решений;

в) Интеграция и сплочённость коллектива.

23. К частным принципам АКУ персоналом относится:

а) Правовая и социальная защищённость;

б) Равные возможности;

в) Соблюдение баланса интересов руководителей и персонала.

24. План чрезвычайных мероприятий по преодолению неплатежеспособности предприятия включает в себя:

а) Наиболее важные экономические нормативы за 3 года;

б) Основную номенклатуру продукции;

в) Смену руководства.

25. Из каких подразделов состоит бизнес-план финансового оздоровления предприятия, включающий общую характеристику предприятия?

а) Изменение системы учёта и контроля;

б) Уровень мощности предприятия;

в) Изменение номенклатуры продукции.

26. К прямому бюджетному финансированию относят:

а) Государственные гарантии;

б) Поручительства;

в) Ссуды, гарантии.

27. К непрямым формам централизованной санации относят:

а) Выкуп акций;

б) Субсидии;

в) Реструктуризация налоговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: