Схема 58. Особенности социально-психологической адаптации руководителей
- Неоптимальное соотношение возраста руководителя и подчиненных (молодой руководитель и сложившийся коллектив)
- Несоответствие опыта и знаний подчиненных и руководителя
- Психологические проблемы восприятия нового руководителя подчиненными в сопоставлении с предшественником, их настороженность
- Склонность на первых порах молодых руководителей к администрированию
- Зависть и отчуждение бывших коллег
- Недостаточная ориентация в ситуации
- Необходимость учета противоречивых интересов окружения
Адаптация руководителей
- Выжидательная = Постепенное знакомство с ситуацией, проблемами, активные действия через 100 дней
- Критическая = Попытка сразу все изменить на основе негативной оценки предшественника
- Традиционная = Действия в стиле предшественника
- Рациональная = Решение в течение месяца-полутора явных проблем и тщательное изучение остальных
Схема 59. Работоспособность и её изменение
= возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с определенным уровнем эффективности
Изменяется циклически по фазам: Обусловлена:
· Врабатываемость Состоянием здоровья
· Оптимальный уровень Естественными ресурсами организма
· Снижение Состоянием нервной системы
Адаптированностью к условиям и характеру труда
Признаки: Причины: Способы борьбы:
- Неустойчивость трудовой деятельности
- Появление ошибок и нарушений
техники безопасности
- Неспособность выполнить требуемые
действия; замещение их менее сложными
операциями
| - Незавершенная адаптация
- Специфические состояния организма (волнение)
- Иные психологические установки (мысли о другом)
- Неполное восстановление навыков
- Воздействие неблагоприятных внешних факторов
- Безразличие к работе
- Утомление
| - Переключение на другой вид занятий
- Перерывы
- Положительные эмоции
- Учет особенностей индивидуальных биоритмов
- Сон
- Длительный отдых при переутомлении
- Лечение
|
Особое нервное состояние индивида, порожденное несоответствием его ожиданий действительности
| |
Психологический процесс приспособления организма к стрессовому состоянию
| |
Схема 60. Стресс и пути его преодоления
Специальные (непрерывные, разовые, периодические) мероприятия, в рамках которых оценивается соответствие стандартам
- работника
- выполнение им своих обязанностей
- результата труда
| |
Схема 61. Аттестационная комиссия персонала
Аттестационная оценка персонала
| |
=
Оценка коллегами и подчиненными
| |
Схема 62. Виды аттестационной оценки
Совокупность личных впечатлений
| |
-
| | | |
| | |
| Предполагает полную и разностороннюю характеристику трудовой деятельности и ее результатов и качеств работника
| |
|
=
Предполагает выяснение имеющихся проблем, трудностей и определение путей их преодоления
| |
В связи с особыми обстоятельствами (продвижение, зачисление в состав резерва и т.п)
| |
С периодом в несколько месяцев
| |
=
=
Аттестационная оценка комиссией
| |
Схема 63. Аттестация персонала комиссией
Оценка подчиненных руководителем
| |
Схема 64. Оценка подчиненных руководителем
Специализированная структура или разовое мероприятие, организуемые в рамках фирмы кадровыми службами на коммерческой основе
| |
Схема 65. Оценочные центры
- Исключение влияния на оценку администрации и условия труда по месту работы
- Объективность
- Равный подход ко всем оцениваемым
- Возможность изучать человека вне контактов с коллегами
- «Адресность» изучения
| |
- Упражнения, моделирующие типичные ситуации оцениваемой деятельности
- Организационно- управленческие игры, требующие стратегического мышления
- Групповые упражнения, позволяющие оценить организационные способности, коммуникационные навыки, коллективизм
- Интервью о личных целях, ценностях
- Тестирование
- Дискуссии
-Анализ ситуации и управленческой информации
| |
- Оценка управленческого потенциала и выявление перспективных работников
- Отбор будущих руководителей
- Определение потребности в обучении
- Рекомендации по составлению индивидуальных программ развития
| |
=
Совокупность организационно – экономических мероприятий в области
- обучения и переподготовки работников
- стимулирования творчества
- создания условий саморазвития
| |
Схема 66. Развитие персонала
Обусловлено необходимостью приспосабливаться к изменениям среды
| |
=
- Выработку стратегии развития
-Прогнозирование потребности в кадрах соответствующей квалификации
- Профориентацию
- Планирование карьеры
- Обучение, тренинги
- Самообразование и самосовершенствование
- Работу с кадровым резервом
- Организацию изобретательства и рационализаторства
- Формирование организационной культуры
Совершенствование личных качеств
| - Росту интеллектуального уровня работников
- Раскрытию творческого потенциала
- Приобретению всеми сотрудниками возможностей роста
- Снижению текучести кадров
- Повышению качества трудовой деятельности
- Формированию и закреплению новых организационных ценностей
- Улучшению морально психологического климата
- Делегированию полномочий
|
Профессиональное обучение
| |
Схема 67. Профессиональное обучение
| | | | | | | |
| |
|
| - Расширяет представление о мире
- Обеспечивает более эффективное выполнение работ
- Дает новую специальность
| | | - Формирует первичные знания
- Готовит к самостоятельной жизни
- Не связано с конкретной практикой
| | | - Облегчение включения в новые структуры (подразделения, должности)
- Овладение новой техникой и технологией
- Освоение первичной и новых профессий
- Развитие способностей
- Привитие навыков руководства
- Поддержание существующей квалификации
| | | - Опережающий рост производительности
- Повышение ответственности исполнителей
- Снижение утомляемости
- Рационализация выполнения трудовых и управленческих операций
| |
|
|
Схема 68. Формы внутреннего обучения
Ученичество
| = Прикрепление лиц, не имеющих профессии, к опытным рабочим для передачи знаний и навыков
|
Наставничество
| = Передача знаний и навыков от более компетентного работника в процессе общения и принятия решений
|
Инструктаж
| = Разовое разъяснение и демонстрация приемов работы (конкретной операции, процедуры
|
Ассистирование
| = Помощь в выполнении повседневной работы наставнику-руководителю
|
Объединенное руководство
| = Совместное выполнение обязанностей руководителя обучающим и обучаемым
|
Дублирование
| = Выполнение кандидатом на занятие должности обязанностей наставника, который его консультирует
|