Схема 57. Особенности адаптации женщин


Схема 58. Особенности социально-психологической адаптации руководителей

  • Неоптимальное соотношение возраста руководителя и подчиненных (молодой руководитель и сложив­шийся коллектив)
  • Несоответствие опыта и знаний подчиненных и руководителя
  • Психологические проблемы восприятия нового руководителя подчиненными в сопоставлении с пред­шественником, их настороженность
  • Склонность на первых порах молодых руководителей к администрированию
  • Зависть и отчуждение бывших коллег
  • Недостаточная ориентация в ситуации
  • Необходимость учета противоречивых интересов окружения

 
 


Адаптация руководителей

 
 


  • Выжидательная = Постепенное знакомство с ситуацией, проблемами, активные действия через 100 дней
  • Критическая = Попытка сразу все изменить на основе негативной оценки предшественника
  • Традиционная = Действия в стиле предшественника
  • Рациональная = Решение в течение месяца-полутора явных проблем и тщательное изучение остальных

Работоспособность
Схема 59. Работоспособность и её изменение

= возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с определенным уровнем эффективности

Изменяется циклически по фазам: Обусловлена:

· Врабатываемость Состоянием здоровья

· Оптимальный уровень Естественными ресурсами организма

· Снижение Состоянием нервной системы

Высокая
Нормальная
Низкая
По уровню
Адаптированностью к условиям и характеру труда

 
 


Признаки: Причины: Способы борьбы:

- Неустойчивость трудовой деятельности - Появление ошибок и нарушений техники безопасности - Неспособность выполнить требуемые действия; замещение их менее сложными операциями   - Незавершенная адаптация - Специфические состояния организма (волнение) - Иные психологические установки (мысли о другом) - Неполное восстановление навыков - Воздействие неблагоприятных внешних факторов - Безразличие к работе - Утомление - Переключение на другой вид занятий - Перерывы - Положительные эмоции - Учет особенностей индивидуальных биоритмов - Сон - Длительный отдых при переутомлении - Лечение

Особое нервное состояние индивида, порожденное несоответствием его ожиданий действительности
Психологический процесс приспособления организма к стрессовому состоянию
Стресс
Схема 60. Стресс и пути его преодоления

                   
     
 
   
     
 
 



Специальные (непрерывные, разовые, периодические) мероприятия, в рамках которых оценивается соответствие стандартам - работника - выполнение им своих обязанностей - результата труда  
Схема 61. Аттестационная комиссия персонала

Аттестационная оценка персонала
=

           
   
 
 
 
   



Оценка коллегами и подчиненными
Самооценка
Схема 62. Виды аттестационной оценки

           
     
 
 


Совокупность личных впечатлений
Неофициальная
-

Итоговая
помогает

       
   
 
Предполагает полную и разностороннюю характеристику трудовой деятельности и ее результатов и качеств работника
 


Проводится
С периодом 3-5 лет
=

           
   
Вышестоящим
 
Непосредственным
 
 


Руководителем
Промежуточная
Предполагает выяснение имеющихся проблем, трудностей и определение путей их преодоления

В связи с особыми обстоятельствами (продвижение, зачисление в состав резерва и т.п)
Специальная
С периодом в несколько месяцев
Проводится
=

 
 
Оценочными центрами


По мере необходимости
Проводится
=


Аттестационная оценка комиссией
Схема 63. Аттестация персонала комиссией

       
   
 



Оценка подчиненных руководителем
Схема 64. Оценка подчиненных руководителем

 
 



Специализированная структура или разовое мероприятие, организуемые в рамках фирмы кадровыми службами на коммерческой основе
Оценочный центр
Схема 65. Оценочные центры

- Исключение влияния на оценку администрации и условия труда по месту работы - Объективность - Равный подход ко всем оцениваемым - Возможность изучать человека вне контактов с коллегами - «Адресность» изучения
- Упражнения, моделирующие типичные ситуации оцениваемой деятельности - Организационно- управленческие игры, требующие стратегического мышления - Групповые упражнения, позволяющие оценить организационные способности, коммуникационные навыки, коллективизм - Интервью о личных целях, ценностях - Тестирование - Дискуссии -Анализ ситуации и управленческой информации
- Оценка управленческого потенциала и выявление перспективных работников - Отбор будущих руководителей - Определение потребности в обучении - Рекомендации по составлению индивидуальных программ развития  
Достоинства
Содержание работ
Задачи
=


Совокупность организационно – экономических мероприятий в области - обучения и переподготовки работников - стимулирования творчества - создания условий саморазвития
Схема 66. Развитие персонала

Способствует
Включает
Обусловлено необходимостью приспосабливаться к изменениям среды
Развитие персонала
=

- Выработку стратегии развития -Прогнозирование потребности в кадрах соответствующей квалификации - Профориентацию - Планирование карьеры - Обучение, тренинги - Самообразование и самосовершенствование - Работу с кадровым резервом - Организацию изобретательства и рационализаторства - Формирование организационной культуры Совершенствование личных качеств - Росту интеллектуального уровня работников - Раскрытию творческого потенциала - Приобретению всеми сотрудниками возможностей роста - Снижению текучести кадров - Повышению качества трудовой деятельности - Формированию и закреплению новых организационных ценностей - Улучшению морально психологического климата - Делегированию полномочий

Профессиональное обучение
Схема 67. Профессиональное обучение

               
 
 
 
- Расширяет представление о мире - Обеспечивает более эффективное выполнение работ - Дает новую специальность
 
- Формирует первичные знания - Готовит к самостоятельной жизни - Не связано с конкретной практикой
 
- Облегчение включения в новые структуры (подразделения, должности) - Овладение новой техникой и технологией - Освоение первичной и новых профессий - Развитие способностей - Привитие навыков руководства - Поддержание существующей квалификации  
 
- Опережающий рост производительности - Повышение ответственности исполнителей - Снижение утомляемости - Рационализация выполнения трудовых и управленческих операций
 
 



Внутреннее обучение
Схема 68. Формы внутреннего обучения

 
 


Ученичество = Прикрепление лиц, не имеющих профессии, к опытным рабочим для передачи знаний и навыков
Наставничество = Передача знаний и навыков от более компетентного работника в процессе общения и принятия решений
Инструктаж = Разовое разъяснение и демонстрация приемов работы (конкретной операции, процедуры
Ассистирование = Помощь в выполнении повседневной работы наставнику-руководителю
Объединенное руководство = Совместное выполнение обязанностей руководителя обучающим и обучаемым
Дублирование = Выполнение кандидатом на занятие должности обязанностей наставника, который его консультирует


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: