Проблему надо четко сформулировать в виде цели исследования. Цель указывает, какое именно новое знание (ответ, на какой вопрос) должно быть получено.
Цель может быть сформулирована хорошо или плохо. Хорошо сформулированная Цель – 50% успеха. Если, прочитав Цель, Вам сразу стало ясно, как ее можно достигнуть - цель сформулирована хорошо. Если, прочитав формулировку цели, Вы в недоумении - что делать, с какого края начинать - значит, цель сформулирована плохо.
Задачи – это шаги, которые ведут к достижению цели. Задач в работе должно быть от 2 до 5. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно разделить возможные задачи на следующие типы (таблица 4):
Таблица 4 – Типы исследовательских задач
Типы задач | Задаваемый вопрос |
Количественные задачи на выявление количества | Сколько? |
Количественные задачи на выявление связей | Какова связь? |
Качественные задачи на установление зависимости | Есть ли? |
Функциональные задачи на объяснение | Для чего? Зачем? |
Функциональные задачи на установление механизмов зависимости | Как? |
Задачи на выявление причин явлений | Почему? |
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально (если планируется эксперимент). Например, установить факторы, влияющие на…, определить наиболее значимые факторы, установить причину возникновения этих факторов, выявить методы обеспечивающие…, разработать предложения по… Таким образом, задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
|
|