Задание к семинару
Тема 3/3: «МОРАЛЬ: СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ,
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ»
Цели:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекции, где курсантов ознакомили с сущностью, историческими типами и функциями морали
2. Уяснить понятие мораль, нравственность.
3. Добиться понимания базовых категорий этики (мораль, нравственность, долг, честь, ответственность)
4. Уяснить роль и место морали в профессиональной этике, в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудника ГПС.
Учебные вопросы:
1. Основные этические теории происхождения морали: антропологическая, биопсихологическая, социокультурная, историческая и др.
2.Структура и функции морали.
3. Исторические типы и формы морали.
Перечень тем для сообщений (рефератов):
1. Исторические типы происхождения морали
2. Моральное сознание как ядро морального поведения личности
3. Особенности и черты нравственной атмосферы современного российского общества.
Время: 2 учебных часа (90 мин)
|
|
Место: учебный класс
Материальное обеспечение:
1. Конспект лекций по теме №3 «Мораль: сущность, происхождение, исторические типы»
2. Вопросы для контроля знаний.
Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить следующие вопросы:
· Основные исторические типы происхождения морали.
· Антропологические концепции происхождения морали (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).
· Религиозный подход или креационистские теории возникновения морали.
· Исторический подход происхождения морали.
· Рационалистический подход возникновения морали.
· Социокультурный подход появления морали.
· Натуралистические концепции (социал-дарвинизм, евгеника, психоаналитическая концепция).
· Черты и особенности современной этики.
При подготовке необходимо повторить материалы лекции. Требуется самостоятельно изучить дополнительную литературу, быть готовым к контрольной работе. По каждому учебному вопросу подготовить проблему для обсуждения.
Указания обучающимся по подготовке докладов:
При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (научные труды, статьи из журналов, материалы из Интернета). Доклады должны содержать не только фактический материал, но и данные исследований в области истории этики. В каждом докладе должны быть отражены и обоснованы мнения автора, базирующиеся на его опыте и полученных знаниях. Длительность доклада – 10 мин.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности родоплеменной морали?
2. Каковы характерные черты рабовладельческой морали?
|
|
3.Каковы особенности феодальной морали?
4.Назовите основные черты буржуазной морали.
5.Как взаимодействуют тоталитаризм и мораль?
6.Сущность морали и нравственности.
7.Структура морали.
8..Основные этические теории происхождения морали.
9. Исторические типы морали.
10.Черты и особенности современной морали.
Литература для подготовки:
Основная:
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.
2. Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3. Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов). – М.: Экзамен, 2005.
4. Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.
5. Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.
6.Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А.Профессиональная этика: Конспект лекций / Под ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.
Дополнительная:
1. Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.
2. Гарин И. И. Что такое этика, культура, религия? М., 2005.
3. Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.
4. Кант И. Лекции по этике. М., 2006.
5. Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.
Руководитель занятия:
доцент кафедры психологии риска и
экстремальных ситуаций
кандидат философских наук, доцент А.Цыбулька