Этика межличностного повседневного общения»

Цели:

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекции, продолжить формирование представления о служебном этикете сотрудника ГПС МЧС.

2. Добиться понимания основных принципов, форм и функций светского и служебного этикета.

3. Уяснить принципы межличностного общения и роль руководителя в организации нравственных отношений в служебном коллективе.

Темы рефератов (сообщений):

1. Основные принципы, формы и функции светского и служебного этикета.

2. Принципы межличностного общения: внимательность, доброжелательность, проявление интереса к человеку и др.

3. Руководитель как организатор нравственных отношений в служебном коллективе.

Время: 2 учебных часа (90 мин)

Место: учебный класс

Материальное обеспечение:

1. Конспект лекций по теме № 7 «Служебный этикет сотрудника ГПС МЧС. Этика межличностного повседневного общения».

2. Вопросы для контроля знаний.

Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить следующие вопросы:

· Соотношение светского и служебного этикета: определение, виды, функции, принципы.

· Нормы и требования служебного этикета сотрудников МЧС;

· Определение и сущность межличностного и морального общения, нравственной культуры общения.

· Этические принципы и функции общения.

· Профессиональное общение в деятельности сотрудников МЧС.

· Основные психологические условия общения в конфликтной ситуации

· Технологии рационального поведения в конфликте

При подготовке необходимо повторить материалы лекции. Требуется самостоятельно изучить дополнительную литературу, быть готовым к контрольной работе.

Указания обучающимся по подготовке докладов:

При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (статьи из журналов). В каждом докладе должны быть отражены и обоснованы мнения автора, базирующиеся на его опыте и полученных знаниях. Длительность доклада – 10 мин. Целесообразно излагать материалы в виде кратких выступлений, в которых необходимо раскрыть причины и предпосылки становления различных взглядов на нравственные категории и их структуру.

Рассмотреть нормативно-оценочные категории морального сознания.

Для обсуждения первого вопроса курсантам необходимо, прежде всего, выяснить особенности, понятийно-категориальный аппарат новой темы. Установить соотношение понятий «этикет» и «служебный этикет». В чем заключается специфика служебного этикета, вспомнить устав службы в МЧС России. Назвать основные функции и принципы служебного этикета, перечислить нормы и требования служебного этикета сотрудников МЧС.

При обсуждении второго вопроса необходимо уяснить основные принципы межличностного общения – вежливость, тактичность, внимательность, уважительность и т.д., этические принципы и функции общения. Также требуется знать лекционный материал, т.к. в нем подробно излагается структура и принципы межличностного общения. Так же необходимо обозначить антиподы межличностного общения (фамильярность, грубость, невнимательность, рукоприкладство, бестактность и т.д.). Уяснить особенности делового общения с коллегами по работе, начальником и с потерпевшими.

При обсуждении третьего вопроса курсанты должны понять, на чем основываются межличностные отношения, между руководителем и подчиненным. Уяснить основные правила поведения в трудовом коллективе, регулирующиеся уставом структурной группы, рассмотреть основные положения устава структурной группы. Необходимо охарактеризовать особенности организации руководителем благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Составить «портрет» коллектива группы по плану.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение этикета, каковы его виды? Что такое служебный (деловой) этикет?

2. Каковы функции и основные принципы служебного этикета?

3. Назовите основные нормы и требования Кодекса профессиональной этики сотрудника ГПС МЧС.

4. Что предполагает нравственная культура общения?

5. Каковы этические принципы общения?

6. Какие функции общения Вы знаете?

7. Назовите особенности делового общения с начальником и коллегами по работе.

8. Какие формы выражений следует употреблять в служебных разговорах и при официальной переписке?

9. Каковы особенности общения с должностными лицами предприятий и организаций и потерпевшими?

10. Назовите основные психологические условия общения в конфликтной ситуации.

Практические задания:

1. Прокомментируйте правило, сформулированное древнегреческим законодателем Солоном: «Лишь тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Какое близкое по смыслу правило существует в воинской этике?

2. Как Вы считаете, следует ли раскрывать недостатки своего коллектива для всеобщего обозрения – «выносить сор из избы»? Проанализируйте следующие варианты ответов:

A) Надо! Чище в избе будет!

Б) Не надо! Зачем позорить родной коллектив?!

B) Смотря какие недостатки, кто их носитель и в какой форме они разрешаются (да и разрешаются ли вообще).

Г) С недостатками просто нельзя мириться. Если в коллективе есть силы самим их исправить - исправляйте. Если таких сил нет, привлекайте на помощь других.

3. Обсудите ситуацию, в которой один из членов вашего коллектива не согласен с мнением большинства, поскольку считает его неверным. Какая из высказанных точек зрения Вам представляется наиболее оптимальной:

A) Добиваться того, чтобы коллектив изменил свое мнение.

Б) Подчиниться мнению большинства.

B) Поступить не так, как считает большинство, а как сам считаешь правильным. А ложным мнением коллектива можно пренебречь.

4. Составьте «портрет» коллектива вашей группы по следующему плану:

¾ сплоченность;

¾ взаимная требовательность и ответственность;

¾ стремление отдельных людей противопоставлять себя коллективу;

¾ наличие «группировок»;

¾ наличие формальных и неформальных лидеров и их роль в развитии коллектива.

5. Как Вы думаете, на что указывает следующее поведение сотрудника:

¾ неточное выполнение приказаний;

¾ опоздания и длительное отсутствие во время работы;

¾ уход с работы ранее положенного времени;

¾ распространение слухов;

¾ повышенная раздражительность и конфликтность;

¾ небрежное обращение с оборудованием и техникой.

Какие меры психологического и воспитательного характера следует применить в этом случае?

6. Составьте «идеальный портрет» современного молодого человека.

Литература для подготовки:

Основная:

1. Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

2. Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов). – М.: Экзамен, 2005.

3. Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.

4. Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.

5. Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А.Профессиональная этика: Конспект лекций / Под ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011., с. 99-120, с. 153-155.

Дополнительная:

1. Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподава­телей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.

2. Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.

Руководитель занятия:

доцент кафедры психологии риска и

экстремальных ситуаций

к.ф.н., доцент А.Цыбулька


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: