Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости, недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие.
Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.
У детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
|
|
Дети с глубокой умственной отсталостью неподвижны и ограничены в движениях. Двигательно-моторная стимуляция неразрывно связаны с тактильной стимуляцией. При выполнении любых упражнений необходима подготовка. Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, ласковые щекотания и другие игры.
Обучение удерживанию, захватыванию предметов различной фактуры.
Исследовательские упражнения с предметами из разных форм и текстуры.
Двигательно-моторная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, поставь, кати и др. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов.
Настоящая программа составлена на основании программы образования сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок».
Предлагаемая программа по курсу «двигательно-моторная стимуляция» ориентирована на практическую направленность умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Для овладения двигательно-моторной стимуляции большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому двигательная стимуляция представлена в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:
Задачи программы:
· диагностика;
· создать условия для формирования элементарных обще учебных умений и навыков;
· создать условия для формирования стимулирования общего физического развития обучающегося и проводить коррекцию нарушенных двигательных функций;
· создать условия для формирования поддерживать зрительно-моторную координацию жизненных функций обучающегося;
· создать условия для формирования развивать общую моторику;
· создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Цели программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Создать условия для формирования коррекции поведения и действия на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте от 7 до 18 лет. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю, 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 18 часа – третья четверть и 17 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
• интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
• системности;
• преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.
В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития двигательно-моторных навыков и умений необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми.
Каждый урок двигательно-моторной стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями.
Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Двигательно-моторная стимуляция», который доступен большинству учащихся 1 класса.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Примечания |
1, 2 четверть | |||
Упражнения на расслабление и нормализацию поз и положений головы и конечностей | |||
3, 4 четверть | |||
Упражнение на координацию движений | |||
Итого |
Содержание
№ | Тема | Количество часов | Примечания |
1 четверть | |||
Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроля за положением головы) | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Повороты головы в разные стороны, лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
Поднимание и удерживание головы лежа на животе | |||
2 четверть | |||
Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание на пол-оборота за игрушкой | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
Поворачивание с живота на спину с помощью и самостоятельно | |||
3 четверть | |||
Стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Удержание вложенного в руку предмета | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) | |||
Дотягивание до предмета, находящегося перед ребенком | |||
Дотягивание до предмета, находящегося перед ребенком | |||
Дотягивание до предмета, находящегося перед ребенком | |||
Дотягивание до предмета, находящегося перед ребенком | |||
Дотягивание до предмета, находящегося перед ребенком | |||
4 четверть | |||
Стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Перекладывание предмета из одной руки в другую | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) | |||
Итого |
|
|
|
|