С 1 января 1999 г. вступил в силу Налоговый кодекс РФ, который позволил решить пока только часть налоговых проблем, но значительно повысил защищенность добросовестных налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Налоговый кодекс установил систему налогов и сборов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.:
1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5. формы и методы налогового контроля;
6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Таким образом, НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения в РФ, на которых должна базироваться вся налоговая система, и определяет общие правила и процедуры, которыми должны руководствоваться все участники налоговых правоотношений. НК РФ представляет собой тот федеральный закон, который предусмотрен Конституцией РФ в качестве закона, определяющего «общие принципы налогообложения и сборов в РФ».
Помимо НК, российское законодательство о налогах и сборах включает в себя следующие нормативные правовые акты:
1. федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
2. законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ;
3. нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Согласно ст.6 гл.1 НК РФ все вышеуказанные законы и нормативные правовые акты именуются «Законодательство о налогах и сборах».
Несмотря на то, что с принятием НК РФ в России достигнуты успехи в налоговой политике, становление фундаментальных принципов налогообложения, присущих мировому экономическому сообществу, рассматривается как стратегия налоговой реформы. В каких бы условиях ни развивалась страна, научная мысль формирует все новые и новые налоговые концепции, независимо от того, будут они включены в общенациональные законодательные акты или нет.