Общие принципы налогообложения

Самостоятельно: - Место налогового права в правовой системе России.

Налоговое право в Российской правовой системе

Лекция 1.

Вопрос.

Вопрос.

Налоговая система – это организованная на определенных принципах система общественный отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Современная НС сложилась на рубеже 91-92-х г.г. она создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по­строения в основном соответствует общераспространен­ным в мировой экономике системам налогообложения.

НС РФ призвана:

1. обеспечить своевременную мобилизацию доходов бюджета

2. создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования.

3.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах:

1. единства налоговой системы;

2. подвижности;

3. стабильности;

4. множественности налогов;

5. исчерпывающего перечня региональных и местных налогов;

6. однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

Налоговая политика. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических правовых и организационно – контрольных мероприятий.

Цели налоговой политики: фискальная, социальная, стимулирующая, контрольная, экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведение структурных изменений общественного производства.

Существует 3 типа налоговой политики:

1. политика максимальных налогов

2. политика разумных налогов

3. политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий.

1. Понятие налогового права. Предмет и метод налогового права. Место налогового права в правовой системе России.

2. Источники налогового права. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Понятие налога и сбора. Виды налогов. Общие принципы налогообложения.

Введение (предисловие)

В России правовая сфера налоговой деятельности претерпевает постоянные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и становлением федеративной природы государства. Целесообразность и эффективность осуществляемых в России налоговых реформ будет намного выше, если в их основу положить имеющейся теоретический и практический опыт правового регулирования.
Современное налоговое законодательство России не содержит основных экономических и юридических параметров, обеспечивающих комплексную правовую регламентацию налоговых отношений. Поэтому системное изложение курса налогового права особенно важно для понимания содержания налоговой деятельности государства.
Изучение налогового права в высших учебных заведениях предполагает необходимость знания не только основных актов налогового законодательства, но и теоретических основ налогового права как самостоятельной дисциплины в российском образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налогово-правовых принципов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием финансовой деятельности как одного из признаков государства.

Существующее налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Налоговое право — сфера публичного правового регулирования, оно представляет собой подотрасль финансового права и направлено на установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и иных субъектов налоговых отношений, на регулирование порядка проведения налогового контроля, пресечение налоговых правонарушений, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства.

1. Понятие налогового права. Предмет и метод налогового права. Место налогового права в правовой системе России.

Современное налоговое право рассматривается как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования.
Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками:
• устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;
• способностью к внешнему правовому контролю;
• нахождением в правовом поле, т.е. под юрисдикцией права.
Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Эта статья не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права. Для определения предмета налогового права ст. 2 использует два критерия: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений.
Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

• отношения по установлению налогов и сборов;

• отношения по введению налогов и сборов;

• отношения по взиманию налогов;

• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

• отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Налоговое право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функционирование или прекращение налоговых отношений. Подобными закономерностями, например, являются следующие показатели налоговых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.
Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет налогового права совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

• их имущественный характер;

• направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

• то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования.

Понятие «метод» определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, командно-волевой), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ, однако содержание этой категории не раскрывается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не устанавливается.

Налоговый кодекс РФ не перечисляет признаки метода властных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содержание властности регулирования налоговых отношений обосновывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20П, отметившего, что налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

Методы налогового права как способы государственного воздействия на общественные отношения не могут оставаться неизменными с постоянно одинаковым содержанием, они должны изменять свою сущность в зависимости от реформирования финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных и публичных интересов субъектов налогового права.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

Безусловно, в силу специфики налогового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Частно- правовые приемы регулирования налоговых отношений применяются с теми условиями и ограничениями, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Относительно публичной налоговой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам налогового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках законодательства о налогах и сбоpax. Например, п. 1 ст. 26 НК РФ содержит диспозитивное дозволение налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя.

Т.о. (исходя из вышесказанного) наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права) и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства или органов местного самоуправления. С ее помощью государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно аккумулирования государственных (муниципальных) денежных фондов.
Следовательно, налоговое право — это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: