Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Государственная налоговая система - это совокупность императивных, т.е. повелительных и не допускающих выбора форм обобществления части совокупного дохода организаций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико­функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций.

Государственная налоговая система, как организационно-правовой механизм, отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правонарушении в государстве судят о его прогрессе и регрессе.

Принципиальные основы построения национальных налоговых систем определяет Конституция конкретного государства. Принципы построения государственной налоговой системы есть свидетельство не только государственной власти, но и индикатор цивилизованности общества в целом.

Принципы построения налоговой системы РФ изложены в ст.З Главы 1 НК РФ:

1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

3. при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

5. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

6. налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

7. недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

8. не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещено законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

9. федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ;

10. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

11. акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

12. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Государственная налоговая система как целостная и организованная структура работает в заранее заданном правовом режиме, организованном в соответствии с экономической логикой и положениями Конституции государства. Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы налогообложения и принципы управления ею образуют предметналоговой политики государства. Основу данной политики составляет налоговое право, положением налогового права должна подчиняться вся внутренняя организация системы, включающая ее функциональные подсистемы: планирование и прогнозирование, регулирование и контроль. В противном случае будут усиливаться признаки дезорганизации налоговых правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: