Чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, следует вспомнить события, которые происходили с вами непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего этот период жизни был очень трудным, и для того, чтобы преодолеть эти трудности, вам чего‑то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего‑нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» как‑то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?
Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас возникала периодически повторяющаяся «острая» болезнь или происходило обострение хронического заболевания.
Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными.
Случаи возвращения или обострения болезни (укажите даты периодов)
1. Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что оказалось «последней соломинкой»?
2. Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к чему стремились?
3. Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?
4. В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?
Данная техника предоставляет две возможности.
Во‑первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из периодически повторяющихся циклов. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в вашей жизни, не давая вам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой петли – незавершенного цикла или неосвоенных навыков.
Во‑вторых, пункты 3 и 4 этой таблицы предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему вы научились там и тогда (или чему вы должны были научиться), и определили, в чем заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по‑видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.