Техника 1. «Определение вторичных выгод болезни»

Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней (их – преимуществ – может оказаться и больше).

Преимущества моей болезни:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

Просмотрите составленный вами список и подумайте, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Затем попытайтесь определить те правила и представления (убеждения, фиксированные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.

Техника 2. «Список того, что я терплю»

Каждый участник группы молча решает, с каким психосоматическим симптомом он будет сегодня работать.

Участникам раздаются листы бумаги и авторучки или карандаши. Предлагается написать все то, что приходится терпеть в жизни, – дождь (или солнце) за окном, прохладное (или жаркое) помещение, не тот цвет носков, маленький (или высокий) рост партнера по браку, отсутствие денег, собственную лень, мужа‑алкоголика, плохое правительство, пожары в Африке и Сибири, перхоть в волосах и т. д. Ограничений нет. Участники предупреждаются, что все написанное остается у них и их список не будут читать.

Когда списки составлены, участникам предлагается на этом же или на втором листе бумаги разделить все написанное на 2 части, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю, но не хочу терпеть, потому что… Рекомендуется при разделении списка проговаривать про

себя фразу из заголовка и завершать ее обоснованием для каждого из пунктов.

После завершения этого этапа работы группе предлагается продолжить работу со вторым списком. Его также предлагается разделить на 2 части:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю, как изменить. 2.2. Это я терплю, не хочу терпеть, но не знаю, что делать.

Работа заканчивается анализом содержания последнего из списков. Участникам предлагается ответить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть и не знаете, как изменить?»

«Почему вы выбрали именно это заболевание – от кого вы этому научились?»

После этого каждому из желающих дается пять минут на то, чтобы с помощью других членов группы и любых подручных предметов создать скульптуру своей болезни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: