Статья 34 Конституции Российской Федерации

4. Чистый рыночный механизм слабо функционирует в производстве многих товаров и услуг коллективного пользования. Эти блага в мировой экономической литературе именуются в отличие от частных благ общественными благами. Частное благо, будучи потреблено одним лицом, не может быть потреблено кем-то другим. Одежда, пища, предметы домашнего обихода – это примеры частных благ.

Общественное же благо – то, которое при потреблении одним лицом остается доступно и другим. В потреблении общественных благ участвуют все граждане страны в целом или региона, независимо от того платят люди за него или нет. Общественные блага удовлетворяют коллективные потребности, которые обычно не измеряются в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Свойства чисто общественных благ – неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

Неизбирательность – это отмеченный выше факт, что потребление блага одним лицом не устраняет его доступность для других. Неисключаемость означает, что благо доступно для потребления всем, независимо от того, заплатил ли конкретный потребитель за него или нет. Интернационализация производства и потребления придает некоторым общественным благам международный характер.

К общественным благам относятся обеспечение национальной обороны, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, сеть коммуникаций, водопровод, содержание садов и парков, аэропортов, санитарный контроль.

Беря на себя производство общественных благ (товаров и услуг), государство тем самым обеспечивает общие условия функционирования основных сфер жизнедеятельности общества. Об этом писал еще А. Смит: «... Обязанностью государя или государства является основание и содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые будучи может быть в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала».

Общественные или коллективные товары потребляются, как правило, поровну, в равных объемах всеми. Платить за них потребители тоже должны в принципе поровну, через налоги. Налог – это как бы цена общественного товара, назначенная государством. Но что значит «платить поровну»? В одинаковых суммах на голову или пропорционально доходу? Это – самостоятельная и непростая проблема. В мировой экономической теории и практике преобладает критерий распределения налогового бремени (критерий Викселя) пропорционально доходу (прогрессивный налог).

Если рыночное распределение, как правило, минует (полностью или частично) занятых в вооруженных силах, в государственном управлении, в фундаментальной науке и т. д., то их содержание должно быть делом государства. Но есть немало благ, которые имеют признаки как общественных, так и частных. Например, высшее образование, здравоохранение. В этом случае, видимо, не годятся оба крайних варианта – ни тотальное огосударствление этих сфер, ни развитие их на чисто рыночной основе. Целесообразно сочетание рыночного и государственного их содержания.

Для экономической науки и хозяйственной практики остается нерешенной проблема определения истинной потребности в общественных товарах. Примером может служить рынок вооружений, на котором размер производства может определяться за спиной налогоплательщиков путем сговора государственных чиновников, военных и представителей ВПК, подрядчиков. Наличие общественных благ создает еще одну проблему – уклонение от платы за них тех, кто платить должен, стремление получить эти блага даром. В некоторых публикациях эта ситуация получила название проблемы безбилетника.

При любой экономической организации общества государство должно регулировать денежное обращение. Непосредственно денежным обращением в странах со сложившейся рыночной экономикой ведают коммерческие банки. Регулирующая роль государства определяется тем, что оно в лице Центрального банка является эмиссионным[5] центром. Функция предложения денег Центробанка принадлежит только государству, поэтому денежная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики в целом.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

– мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

– ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

– обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

– проведение региональной политики;

– решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

– реализация национальных интересов в мировой экономике.

В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений об императивах, сущности государственного регулирования, в первую очередь, рыночной экономики и возможности его практической организации. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйствования (был ли это период войны или мира, экономического роста или кризиса и др.).

Например, существуют различные объяснения причин углубления государственного вмешательства в экономику с конца XIX и, особенно, начала ХХ века. Так, в ортодоксальном марксизме этими причинами считаются концентрация и централизация производства и капитала на крупных предприятиях, господство монополий; обосновывается концепция перехода общества к государственно-монополистическому капитализму. Данная концепция не учитывает, что капитализм еще в ХХ столетии постепенно начал меняться в сторону технократизма и затем – трансформироваться в общество информационное.

Усиленное государственное вмешательство в экономику объясняется и обострением конкуренции, необходимостью ограничения стихийности экономических процессов, обеспечения полной занятости. В этой связи в научной литературе достаточно часто встречаются при этом ссылки на исторические события, прежде всего, на возникновение Первой и Второй мировых войн и так называемой «Великой депрессии» 1929–1933 годов. Однако в некоторых источниках выделяются и иные причины. Так, например, профессор С.Л. Афанасьев полагает, что «действительной основной причиной, вызвавшей усиление роли государства, был переход от хозяйства, в котором доминируют ручные орудия, к хозяйству, базирующемуся на использовании машин». Он считает, что их прогресс, начиная со строительства железных дорог и кончая созданием современных космических систем, потребовал централизации значительно большей, чем прежде, доли экономических ресурсов, доступной лишь государству.

Причем именно машинная техника, полагает С. Л. Афанасьев, ускорив прогресс, существенно обострила международную конкуренцию, выступающую одним из факторов усиления экономической роли государства. Наконец, став господствующей, эта техника сделала необходимым одновременное обучение основам наук миллионов людей. В качестве следствия этого от государства потребовалось гарантировать социальный минимум потребления, достаточный для того, чтобы большинство населения было способно и заинтересовано эффективно его использовать.

Как мы видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

Уже на первом курсе, на занятиях по дисциплине «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» будущим менеджерам/бакалаврам необходимо вырабатывать свое собственное понимание оптимального сочетания государственного регулирования экономики и рыночных условий. Ведь после окончания учебы в Академии большинству из студентов предстоит работать в России и принимать не простые решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: