Президент Российской Федерации В. В. Путин

На сегодняшний день в России все яснее очерчивается переход передовых менеджеров в сфере государственного и муниципального управления от жестких многоуровневых управленческих структур к структурам виртуальным – нечетким, оптимально настроенным на решение конкретного проекта при конкретном наборе привлекаемых специалистов, ресурсов и условий работы. Например, такими, как иногда считается, «продвинутыми», формами работы органов государственной власти являются краудсорсинг[37], аутсорсинг[38] и краудфандинг[39].

Например, началом развития системы аутсорсинга в Российской армии стало создание открытого акционерного общества «Оборонсервис»[40], в который в настоящий момент входят девять субхолдингов (ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка»). Задача такой аутсорсинговой компании, как «Оборонсервис» – использовать нанятый гражданский персонал для выполнения функций, не связанных с боевой подготовкой и ведением боевых действий. Государство существенно экономит – ведь этому персоналу не предоставляются социальные гарантии военнослужащих.

Введение аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации позволило повысить общую эффективность военной организации для общества, которая заключается в высвобождении военнослужащих для выполнения ими профильных функций. Ежегодно до полумиллиона юношей привлекается для службы в армии. С точки зрения национальной экономики совершенно неэффективно, если солдат вместо обучения защите Родины работает на канализационной насосной станции или кочегаром. Еще хуже, если непрофильные функции выполняет офицер. Государство тратит гигантские средства на его подготовку, социальные гарантии и материальное обеспечение. Поэтому чудовищно расточительно использовать офицера в качестве руководителя хозяйственных работ или начальника столовой, особенно в условиях кратного увеличения размеров денежного довольствия.

Фактически все вышеперечисленные технологии государственной службы означают повышение качества оказания государственных услуг российским гражданам. При этом студентам следует четко понимать, что теоретически «электронное правительство» облегчает условия труда, позволяя, в случае необходимости, государственным служащим и специалистам часть времени работать на дому. Кроме того, насыщенность современных рабочих мест руководителей и чиновников многочисленными средствами массовой коммуникации позволяет совмещать работу с транспортными перемещениями или с другими видами работы. Фактически сегодня государственный служащий «не привязан» к своему рабочему месту (в кабинете).

Также планируется, что в будущем государственные служащие из «электронных органов власти и управления» не будут сидеть за столами, заваленными кипами бумаг. Они будут работать в «электронных министерствах и ведомствах», используя большие объемы ценной информации, представленной в их распоряжение – обработанной и систематизированной.

Это, скорее всего, будет выглядеть так: все работники, от министра до рядового чиновника, подключат с утра свой компьютер к Сети. Вся их работа будет проходить в Сети, включая заседания и встречи, обсуждение повестки дня, заявки на предоставление отпуска, проверки документов и бухгалтерии и другие виды работ. И даже отправляясь в поездки (в командировку, на дачу, в гости), государственный служащий сможет оставаться в Сети за счет нетбука (ноутбука) и мобильной связи.

Приведем примерный общий алгоритм оказания услуги:

1) Заявка на услугу (электронный документ) поступает в «электронное правительство» от любого гражданина или организации.

2) Веб-сервер проверяет содержимое поступившего электронного доку-мента и немедленно сообщает о возникшей проблеме.

3) Веб-сервер самостоятельно, без посторонней помощи, устраняет простейшие ошибки, вроде пропущенной графы почтового индекса.

4) Проверенный документ сервер посылает как электронное письмо соответствующему государственному или муниципальному служащему. Тот быстро проверит его по вопросам, которые могут быть им решены вручную, ответит на эти вопросы или перешлет компетентному менеджеру в сфере государственного и муниципального управления.

5) Документ посылается на утверждение вместе с цифровой подписью, предотвращающей опасность изменения параметров документа.

6) Документ регистрируется, возвращается назад к государственному (муниципальному) служащему, который и окажет требуемую услугу.

В чем преимущества применения системы «электронного правительства» по сравнению с существующей системой делопроизводства и оказания государственных услуг? Во-первых, процесс получения обращения в орган власти и оказания государственной услуги занимает меньше времени и усилий по сравнению со старым способом обработки документов посредством межведомственной почты и факсимильных аппаратов.

Во-вторых, централизация данных упрощает анализ и составление сводных отчетов и позволяет легко обнаруживать ошибки. Так, например, два разных номера счета при выдаче социальных пособий покажут, что пособие оплачено дважды. Также легко выявить мошенничество при заполнении налоговой декларации. Интеграция усилий службы социальных услуг с полицией, отделом по здравоохранению, неправительственными организациями и самими гражданами поможет госорганам более качественно оказывать услуги.

В то же время обращаем внимание студентов на то, что переход на цифровой формат вовсе не означает, что все будет полностью автоматизировано, так как не все формализуется, и часто необходима определенная степень вмешательства человека. Кроме этого не все граждане имеют доступ к Сети или могут пользоваться персональным компьютером, в особенности лица пожилого возраста. Поэтому для получения услуг дополнительно используют телефонное обслуживание, которое осуществляется следующим образом:

1) Сотрудник Центра телефонного обслуживания (ЦТО) отвечает на звонок гражданина, оперативно находит все необходимые данные в компьютере и сообщает их позвонившему по телефону. При этом государственные порталы и ЦТО осуществляют совместную деятельность и взаимосвязь.

2) Компьютер ЦТО требует проверки каждого запроса. И, если нельзя ответить немедленно, государственный (муниципальный) служащий обязан решить вопрос и перезвонить, сообщив о результатах. То есть каждый менеджер в сфере государственного и муниципального управления гарантирует, что органы власти предоставят информацию или совершат необходимые действия.

Например, служащие Центра телефонного обслуживания Ньюхэм-2000 в Лондоне работают в разных областях – от сборов местных налогов до вопросов охраны местной окружающей среды, от жилищных пособий до школьных проездных билетов. Они принимают платежи по кредитным картам от населения, предоставляют коммутационные услуги.

Руководство нашей страны уделяет особое внимание развитию в нашей стране системы «электронного правительства» и других информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления. Например, еще в декабре 2009 года Президент Российской Федерации
Д. А. Медведев провёл совместное заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. Тогда президент напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году.

На этом заседании руководитель нашей страны выделил ряд ключевых задач, которые должны быть решены в ближайшее время. Среди них – установление единых подходов к переходу на оказание услуг в электронном виде, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, преодоление «цифрового неравенства» регионов, повышение компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в свою очередь выделил несколько проблем в развитии «электронного государства» в нашей стране. По его мнению, сейчас нашим гражданам доступна любая информация о политических дебатах в парламенте, о состоянии мировых рынков, о браках и разводах голливудских звезд. А вот получить информацию о своих платежах за услуги ЖКХ или посмотреть свою больничную карточку онлайн, или узнать о своем участковом полицейском в Интернете они, чаще всего, вообще не могут. По мнению В.В. Путина, официальный сайт о госзакупках уже стал мощным антикоррупционным механизмом, многие госуслуги также переведены в электронный формат. Но большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете. Поэтому государственным и муниципальным служащим следует обратить особое внимание на фундамент электронной власти – сайты муниципалитетов и субъектов Федерации.

В.В. Путин предложил, чтобы Общественная палата и совет по гражданском обществу и правам человека при Президенте России разработали, провели публичное обсуждение и внесли проекты перечней обязательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации для клиентов. По мнению главы государства, нужно точнее нацелить проект «электронное правительство» на нужды и запросы граждан. Максимально полно раскрывать информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти. Через электронные технологии сделать государственный механизм понятным и доступным для общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое информационное общество? Приведите 5-6 российских примеров информационного общества.

2. Назовите основные цели Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Приведите 5-6 примеров, подтверждающих формирование в России информационного общества.

3. Назовите основные принципы развития информационного общества согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. На российских примерах докажите, что эти принципы в нашей стране успешно реализуются.

4. Раскройте изменяющуюся роль информации в становлении и развитии современного общества. Приведите 5-6 российских примеров, доказывающих изменение социальной роли информации.

5. Раскройте роль Интернета в развитии информационного общества. Приведите 5-6 российских примеров, доказывающих изменение социальной роли Интернета.

6. Что такое социальная сеть? Приведите 3-4 примера функционирования социальных сетей в России и объясните свое участие в них.

7. Назовите основные проблемы (5-6 проблем) развития социальных и иных сетей в Российской Федерации.

8. Что такое электронный рынок? Приведите 5-6 российских примеров.

9. Назовите основные пути развития «электронного правительства».

10. Какие услуги может оказывать «электронное правительство»? Приведите 7-8 современных российских примеров.

11. Что такое сорсинг? Объясните свое понимание сущности краудсорсинга, аутсорсинга и краудфандинга? Приведите 5-6 российских примеров.

12. Что входит в общий алгоритм оказания услуги через систему «электронного правительства»? Приведите 3-4 примера и дайте комментарий.

13. Как строит свою работу Центр телефонного обслуживания населения по оказанию государственных услуг? Приведите 3-4 примера и дайте свой комментарий.

14. Как строит свою работу система «112» в России? Приведите 3-4 примера и дайте свой комментарий.

Тематика курсовых работ:

1. Что такое электронное государство? На конкретных примерах покажите сильные (не менее восьми) стороны электронного государства в современной России.

2. Что такое электронное государство? На конкретных примерах покажите слабые (не менее шести) стороны электронного государства в современной России.

3. Что такое «электронное правительство»? Сформулируйте собственные предложения (не менее десяти) по повышению его эффективности в современной России.

4. Что такое Открытое правительство? Докажите на российских примерах, что Открытое правительство – это форма электронного правительства.

5. В чем состоит экономическая выгода участников электронного рынка? На конкретных российских примерах сформулируйте 10 положений.

6. В чем состоит соотношение экономического и интернет–пространства. На конкретных российских примерах сформулируйте 10 положений.

7. Проанализируйте основные положения Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Предложите собственный проект формирования в России информационного общества.

8. Проанализируйте основные требования Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Предложите собственный проект закона с учетом недостатков действующего.

9. В чем состоит трансформация отношений между обществом и органами государственного управления в ходе функционирования «электронного правительства». Проанализируйте 8-10 российских примеров.

10. В чем состоит влияние «электронного правительства» на эффективность системы государственного и муниципального управления? На конкретных российских примерах сформулируйте 10 положений.

11. Предложите собственный проект формирования в Академии гражданской защиты МЧС России студенческого электронного правительства.

12. Предложите собственный проект студенческого краудсорсинга в Академии гражданской защиты МЧС России.

13. Примите личное участие в содержательном обсуждении законопроектов в рамках Открытого правительства. Опишите свое участие в форме реального законопроекта.

14. Предложите собственный проект улучшения работы официального сайта Академии гражданской защиты МЧС России.

Дополнительная литература для самостоятельного изучения:

1. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы. Учебно-методическое пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2010.

2. Гурнина Д.А., Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Рогачевский Р.М.,
ЯшинА.А. Электронное правительство России: возможности и преимущества. М.: ИПКгосслужбы, 2011.

3. Егоров В.В. на пути к информационному обществу. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006.

4. Забузов О.Н. Интернет в военно-информационной политике россий-ского государства. Saarbrucken, Deutschland: LAP Academic Publishing GmbH, 2010.

5. Интернет в общественной жизни / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Идея-Пресс, 2006.

6. Информационно-технологическое обеспечение законотворческого процесса: Материалы конференции. Екатеринбург, 2004.

7. Лисичкин В.А., Вирин М.М. Формирование информационного общества: Проблемы и перспективы: Монография. М.: ИСПИ РАН, 2008.

8. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.

9. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.

10. Современные информационные технологии и общество: рефератив-ный сборник. М.: ИНИОН РАН, 2002.

11. Судоргин О.А. Генезис современного общества: информационные и политические аспекты: Монография. М. – Орел: Изд-во АПЛИТ, 2009.

12. Электронное государство и демократия в начале XXI века // Политическая наука: Сб. науч. трудов / Редкол.: Ю.С. Пивоваров и др. М.: ИНИОН РАН, 2007. № 4.


[1] http://www.programs-gov.ru/12_1.php (дата обращения: 12.07.2012).

[2] Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь Мир», 2010. 344 с.

[3] Тов а рный фетишизм (французское fеtiche – фетиш, идол, от португальского feitiço – колдовство, амулет) – овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности. Сущность товарного фетишизма состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определенных вещей. Отсюда – отношение к товару как к сверхъестественной силе, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Высшим проявлением товарного фетишизма является культ денег, выступающих при капитализме всеобщей формой богатства.

[4] Хасбулатов Р.И. Тупики монетарной политики правительства // Вестник российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, 2008. № 5. С. 19.

[5] Эмиссия (от лат. emissio – выпуск) – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

[6] Например, российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Общественная общероссийская организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

[7] Транснациональные банки (ТНБ) — крупные кредитно-финансовые учреждения с широкой сетью заграничных представительств, филиалов и отделений. Являются основными посредниками в международном движении ссудного капитала. Контролируют валютные и кредитные операции на мировом рынке. К транснациональным банкам относятся Deutsche Bank, UBS, Citigroup, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank of America и другие.

[8] президент.рф/новости/15232 (дата обращения: 02.07.2012).

[9] См.: Ротбард М. Власть и рынок: Государство и экономика / Пер. с англ. Б.С. Пинскера; под ред. Гр. Сапова. Челябинск: Социум, 2003. С. 4–5.

[10] Хасбулатов Р.И. Тупики монетарной политики правительства // Вестник российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, 2008. № 5. С. 21.

[11] В частности, суммарная госпомощь крупнейшей американской корпорации «Боинг» по состоянию на 2005 г. оценивалась в 25 млрд долл. Европейский концерн «Аэробус» со дня основания в 1967 г. получил различных видов государственных субсидий примерно на 15 млрд долл.

[12] Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов.

[13] Рестр и кция (от позднелат. restrictio – ограничение) – ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями и особенно международными картелями с целью взвинчивания цен и получения монопольных прибылей.

[14] Экономикс (англ. economics) – отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п.

[15] Экспоненциальный рост – наиболее распространенный в живой и неживой природе вид прогрессивного количественного изменения чего-либо по закону геометрической прогрессии. Выражение «экспоненциальный рост» вошло в лексикон для обозначения быстрого, как правило, безудержного увеличения. Оно часто используется при описании стремительного роста числа городов или увеличения численности населения.

[16] Номенклатура (от латинского слова nomenklatura – список) – список должностей, утверждаемых сверху, то есть только путем назначений; господствующий класс в тоталитарных обществах, состоящий из партийно-государственной бюрократии.

[17] Реестр – перечень, список, опись.

[18] ГОЧС – гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. ПБ – пожарная безопасность. БВО – безопасность на водных объектах.

[19] президент.рф/выступления/859 (дата обращения: 26.07.2012).

[20] президент.рф/выступления/859 (дата обращения: 26.07.2012).

[21] www.forumseliger.ru/index.php?r=shift&id=16 (дата обращения: 27.07.2012).

[22] ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, ВГСЧ – военизированные горноспасательные части, ФПС – федеральная противопожарная служба.

[23] Под электронным государством понимается такой способ организации деятельности органов государственной власти, когда она направлена на приоритетное удовлетворение интересов граждан при максимальном использовании информационно-коммуникационных технологий.

[24] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ – ВШЭ, 2000. С. 14.

[25] Релевантность (англ. relevant существенный) – 1) существенность, значимость; 2) в информатике – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

[26] В 1994 г. экспертной группой по информационному обществу под руководством
М. Бангеманна был подготовлен доклад «Европа и глобальное информационное общество», известный как Доклад Бангеманна. В нем содержалась вошедшая в историю формирования Глобального информационного общества фраза: «Информационное общество – это средство, с помощью которого Европейский Союз может достичь столь многих своих целей. Нам нужно как следует воспользоваться этим средством, причем воспользоваться без промедления».

[27] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № ПР-212 // www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 29 июля 2012 года).

[28] Интерактивность – взаимодействие с обратной связью, способность активно влиять на содержимое и направленность СМИ, возможность общаться с другими слушателями, свободно высказывая свое мнение. Интерактивность сближает аудиторию и СМИ.

[29] Электронное государство и демократия в начале ХХI века // Политическая наука: Сб. науч. тр. / Ред. кол.: Ю.С. Пивоваров и др. М.: ИНИОН РАН, 2007. № 4. С. 222.

[30] ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

[31] Schedler K. Comment № 24 // Jones L. Symposium on public management reform and e-government // International Publik Management Journal. Philadelphia, 2002. Vol. 5. № 1. P. 121.

[32] Павлов И.Ю., Голубева Е.Г. Итоговый отчет Института развития свободы информации «Мониторинг федеральных органов исполнительной власти 2006». СПб., 2007. С. 4.

[33] президент.рф/новости/6381 (дата обращения: 29.07.2012).

[34] президент.рф/новости/8466 (дата обращения: 29.07.2012).

[35] Путин В.В. Демократия и качество государства // www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 01.08.2012).

[36] президент.рф/news/13065 (дата обращения: 07.08.2012).

[37] Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») – публичная передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц, не подразумевающая заключение трудового договора.

[38] Аутсорсинг (англ. outsourcing) – передача традиционных не ключевых функций организации (бухгалтерский учет или рекламная деятельность) внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.

[39] Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Финансирование по схеме краудфандинга может служить для различных целей – помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения и многого другого.

[40] Открытое акционерное общество «Оборонсервис» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г.
№ 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: