Пожарной безопасности

Одним из важнейшим направлением деятельности по профилактике пожаров является деятельность должностных лиц органов ГПН по пресечению административных правонарушений требований пожарной безопасности и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении. Выполнение этой функции направлено на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Данная деятельность является рычагом, оказывающим давление на нарушителей требований пожарной безопасности, и дает возможность добиваться их устранения.

На основании ст. 2.1. Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Кодекс устанавливает административную ответственность юридических и физических лиц за нарушение:

– требований пожарной безопасности (ст. 20.4);

– правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

– нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16).

За административные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 Кодекса).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3.5 Кодекса).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Данный вид административного наказания назначается судьей и устанавливается на срок до девяноста суток (ст. 3.12 Кодекса).

Статьей 23.34 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие федеральный ГПН, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 Кодекса.

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах:

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте:

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности.

Виды административных правонарушений требований пожарной безопасности и соответствующие им административные наказания, предусмотренные статьей 20.4 Кодекса, в отношении юридических лиц, должностных лиц, граждан и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приведены в табл. 4.1.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Перечень должностных лиц органов ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом МЧС России от 5 апреля 2012 г. № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Должностным лицам органов ГПН при осуществлении федерального ГПН предоставлено право составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренные следующими статьями особенной части Кодекса:

ст. 11.16 – нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте;

ч. 2 ст. 14.1 – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

ч. 3 ст. 14.1 – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

ч. 4 ст. 14.1 – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

ч. 1 ст. 14.34 – разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека-

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей;

ст.14.44 – недостоверное декларирование соответствия продукции:

ч.1 – недостоверное декларирование соответствия продукции -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

ч.2 – недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

ч.3 – действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей;

ст. 14.46 – нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия:

ч.1 – маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

ч.2 – действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей;

ст. 17.7 – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;

ст. 17.9 – заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве,

- влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

ч. 1 ст. 19.4 – неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

ст. 19.4.1 – воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора):

ч.1 – воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

ч.2 – действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

ч.3 – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

ч.12 ст. 19.5 – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей;

ч.13 ст. 19.5 – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей;

ч.14 ст. 19.5 – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 или 13 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

ч.15 ст. 19.5 – невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

ст.19.6 - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

ст. 19.7 - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

ст. 19.13 – заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

ст. 19.20 – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии):

ч.1 – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

ч.2 – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

ч.3 – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

ст. 19.26 – заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора), -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

ст. 19.33 – непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;

ч.1 ст. 20.25 – неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кроме того, при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственные инспекторы по пожарному надзору являются должностными лицами надзорных органов МЧС России, которые в соответствии с приказом МЧС России от 27 января 2011 г. №18 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями особенной части Кодекса:

ч. 1 ст. 19.4 – неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

ч. 1 ст. 19.5 – невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;.

ст.19.6 - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

ст. 19.7 – непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

ст. 20.5 – нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток;

ч.1 ст. 20.6 – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;(

ч.2 ст. 20.6 – непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

ч.1 ст. 20.7 – невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

ч.1 ст. 20.7 – невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

По перечисленным статьям Кодекса могут привлекаться к административной ответственности как лица, виновные в нарушении требований пожарной безопасности, так и лица, препятствующие осуществлению мероприятий по контролю или отказывающиеся выполнять законные требования государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса, административные дела указанной категории рассматриваются судьями.

При этом дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 и частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

Таким образом, случае выявления при проведении проверки противоправного, виновного действия (бездействия) уполномоченного должностного лица органа власти, организации и гражданина или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка выявлены нарушения требований пожарной безопасности, должностные лица органа ГПН, в пределах своих полномочий, возбуждают дела об административных правонарушениях и осуществляют производство по указанным делам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3 Анализ административно-правовой деятельности УНД

ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу

За 12 месяцев 2012 года в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственными инспекторами по пожарному надзору за административные нарушения требований пожарной безопасности составлено 26028 протоколов в отношении физических и юридических лиц (за АППГ - 19912 административных протоколов).

Из них составлено:

- в отношении физических лиц - 18956 административных протоколов:

- по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности (ПБ) за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи – 8905 протоколов;

- по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - 2760 протоколов;

- по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - 4791 протокол;

- по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи - 133 протокола;

- по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека - 34 протокола;

- по части 7 статьи 20.4 КоАП РФ - неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно - 162 протокола;

- по части 8 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - 141 протокол;

- по статье 11.16 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте - 5 протоколов;

- по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» - 1 протокол;

- по части 3 статьи 14.1 КоАП России «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - 89 протоколов;

- по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» - 29 протоколов;

- по статьи 19.4.1 КоАП РФ - «воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок» - 6 протоколов;

- по статье 17.7 КоАП РФ «невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» - 1 протокол;

- по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор - 1282 протокола;

- по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания» - 272 протокола;

- по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи - 25 протоколов;

- по статье 19.6 КоАП РФ «непринятие мер по устранению причин и условий способствующих совершению административного правонарушения» - 3 протокола;

- по статье 19.7 КоАП России «Непредставление сведение (информации)» - 9 протоколов;

- по статье 19.20 КоАП РФ «осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) - 5 протоколов;

- по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ «неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП России» - 303 протокола.

2. В отношении юридических лиц - 7072 протокола, в том числе за правонарушения, предусмотренные:

- по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ - «нарушение требований пожарной безопасности (ПБ) за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи» - 2885 протоколов;

- по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ - «нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения» - 712 протоколов;

- по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ - «нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений» - 1407 протоколов;

- по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ - «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи» - 225 протоколов;

- по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека - 1 протокол;

- по части 7 статьи 20.4 КоАП РФ - «неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно» - 29 протоколов;

- по части 8 статьи 20.4 КоАП РФ - «нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям» - 80 протоколов;

- по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» - 4 протокола;

- по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» - 18 протоколов;

- по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» - 15 протоколов;

- по статьи 19.4.1 КоАП РФ - «воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок» - 40 протоколов;

- по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор» - 1059 протоколов;

- по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания» - 314 протоколов;

- по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи» - 102 протокола;

- по статье 19.7 КоАП РФ «непредставление сведение (информации)» - 12 протоколов;

- по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ «осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)» - 1 протокол;

- по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ «неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ» - 168 протоколов.

По результатам совместных проверок с должностными лицами УНД, органами прокуратуры возбуждено 947 дел об административных правонарушениях (за АППГ- 587 административных дел).

Рис. 7 Распределение количества составленных протоколов по категориям лиц

За 12 месяцев 2012 года среднее количество протоколов на 1 инспектора составило по Санкт-Петербургу – 41,2 протокола (по районным подразделениям – 48,3 протоколов). За АППГ – 31,5 протоколов (по районным подразделениям – 37,9). Необходимо отметить, рост среднего количества протоколов на 1 инспектора по сравнению с АППГ на 30,9 %.

Данные о среднем количестве протоколов на 1 инспектора приведены

в таблице № 1:

Таблица № 1

Подразделение (отдел ОНД) штатная численность Кол-во протоколов за 2012 год Среднее протоколов на 1 инспектора
Калининский район     55,3
Невский район      
Кировский район     40,2
Выборгский район     42,8
Петроградский район     39,8
Курортный район     65,3
Московский район     83,1
Василеостровский район     46,7
Адмиралтейский район     55,4
Фрунзенский район     35,4
Приморский район     27,5
Центральный район      
Красногвардейский район      
Петродворцовый район     43,7
Колпинский район     48,3
Пушкинский район     53,8
Красносельский район     38,5
Кронштадтский район     24,3
Итого по районам     48,3
Отделы Управления     17,2
ИТОГО     41,2

Наилучшие показатели по данному направлению деятельности имеют отделы надзорной деятельности:

- ОНД Московского района - 83,1 административных протоколов;

- ОНД Курортного района - 65,3 административных протоколов;

- ОНД Невского района - 58 административных протоколов.

Показатели значительно ниже среднего по Санкт-Петербургу имеют отделы надзорной деятельности:

- ОНД Фрунзенского района - 35,4 протокола;

- ОНД Приморского района - 27,5 протокола;

- ОНД Кронштадтского района – 24,3 протокола.


Рис. 8 Среднее количество протоколов на 1 инспектора по территориальным ОНД

В отношении юридических лиц за 12 месяцев 2012 года составлено 7072 административных протокола (за АППГ - 7158 административных протоколов).

Данные о среднем количестве протоколов в отношении юридических лиц на 1 инспектора приведены в таблице № 2:

Таблица № 2

Подразделение (отдел ОНД) Штатная численность Кол-во протоколов 2012 года Среднее протоколов на 1 инспектора
Калининский район     7,5
Невский район     11,5
Кировский район     9,8
Выборгский район     11,8
Петроградский район     11,5
Курортный район     27,6
Московский район     17,7
Василеостровский район     18,3
Адмиралтейский район     21,9
Фрунзенский район     6,2
Приморский район     10,3
Центральный район     22,8
Красногвардейский район     9,3
Петродворцовый район     9,4
Колпинский район     17,5

Пушкинский район      
Красносельский район     4,3
Кронштадтский район     15,7
Итого по районам      
Управление      
Итого     11,2
       

Рис. 9 Среднее количество протоколов в отношении юридических лиц на 1 инспектора по территориальным ОНД

Наилучшие показатели имеют отделы надзорной деятельности:

- ОНД Курортного района - 27,6 протоколов;

- ОНД Центрального района - 22,8 протоколов;

- ОНД Московского района - 17,7 протоколов.

Показатели ниже среднего имеют отделы надзорной деятельности:

- ОНД Калининского района - 7,5 протоколов;

- ОНД Фрунзенского района - 6,2 протокола;

- ОНД Красносельского района – 4,3 протокола.

В отношении физических лиц составлено 18956 административных протоколов.

Данные о среднем количестве протоколов в отношении физических лиц приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Подразделение (отдел ОНД) Штатная численность Кол-во протоколов 2012 года Среднее протоколов на 1 инспектора
Калининский район     47,7
Невский район     46,5
Кировский район     30,5
Выборгский район     30,9
Петроградский район     28,3
Курортный район     37,6
Московский район     65,5
Василеостровский район     28,3
Адмиралтейский район     33,6
Фрунзенский район     29,2
Приморский район     17,2
Центральный район     32,2
Красногвардейский район     31,7
Петродворцовый район     34,3
Колпинский район     30,8
Пушкинский район     43,8
Красносельский район     34,1
Кронштадтский район     8,6
Итого по районам     35,3
Управление     12,3
Всего      

Наилучшие показатели имеют:

-ОНД Московского района – 65,5 протокола;

- ОНД Калининского района – 47,7 протокола;

-ОНД Невского района – 46,5 протокола.

Наихудшие показатели имеют:

- ОНД Василеостровского и Петроградского района – 28,3 протокола;

- ОНД Приморского района – 17,2 протокола;

- ОНД Кронштадтского района – 8,6 протокола

Рис. 10 Среднее количество протоколов на 1 инспектора в отношении

физических лиц по территориальным ОНД

За 2012 год Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу назначено 10674 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 345 миллионов 894 тысячи 100 рублей, из них:

- физическим лицам назначено 9096 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 101 миллион 922 тысячи 700 рублей.

- юридическим лицам назначено 1578 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 243 миллиона 971 тысяча 400 рублей.

За АППГ государственными инспекторами Санкт-Петербурга по пожарному надзору назначено 10307 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 142 миллиона 917 тысяч 330 рублей.

Среднее количество штрафов на 1 инспектора по Санкт-Петербургу составило - 16,9 постановлений о назначении административного наказания, в отношении юридических лиц - 2,5 постановлений, в отношении должностных лиц - 13,7 постановлений, в отношении граждан - 0,67 постановлений.

Данные о среднем количестве постановлений о назначении административного наказания на 1 инспектора приведены в таблице № 4.

Таблица № 4

Подразделение (отдел ОНД) Штатная численность Всего Граждане Должностные лица Юридические лица
Калининский район   27,1 0,23 25,11 1,74
Невский район   21,3 0,5 18,74 2,05
Кировский район   20,13 1,38 16,44 2,31
Выборгский район   19,6 3,46 13,80 2,34
Петроградский район   18,8 0,45 14,55 3,8
Курортный район   19,74 0,47 12,74 6,53
Московский район   32,1 0,31 27,06 4,69
Василеостровский район   16,57 0,52 12,39 3,65
Адмиралтейский район   22,76 0,56 16,28 5,92
Фрунзенский район   13,7 0,23 12,46  
Приморский район   11,42 0,23 7,94 3,26
Центральный район   21,65 0,88 16,35 4,41
Красногвардейский район   15,6 0,14 12,67 2,78
Петродворцовый район   14,1 1,82 10,29 2,29
Колпинский район   15,6 0,44 14,22 0,89
Пушкинский район   28,5 0,19 26,56 1,75
Красносельский район   20,6 0,35 18,46 1,77
Кронштадтский район   6,75 0,25 4,92 1,58
Районные отделы   19,8 0,72 16,15 2,93
Управление   7,1 0,49 5,6 1,1
ИТОГО   16,9 0,67 13,72 2,5

Наилучшие показатели по среднему количеству назначенных штрафов на 1 инспектора имеют:

- ОНД Московского района - 32,1 постановлений;

- ОНД Пушкинского района - 28,6 постановлений

- ОНД Калининского района - 27,1 постановлений.

Наихудшие показатели по среднему количеству назначенных штрафов на 1 инспектора имеют:

- ОНД Петродворцового района - 14,1 постановлений;

- ОНД Фрунзенского района – 13,7 постановлений о назначении административного наказания;

- ОНД Кронштадтского района – 6,8 постановлений о назначении административного наказания.

Рис. 11 Среднее количество штрафов

на 1 инспектора по территориальным отделам надзорной деятельности

За 2012 год исполнено 8938 постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 216 миллионов 748 тысяч рублей (процент исполнения постановлений о назначении административного наказания составил – 83,7, с учетом направленных приставам 87,6%).

По ряду постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в 2012 году, еще не истек срок добровольной оплаты, назначена отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания, в остальных случаях постановления направлены в ФССП Санкт-Петербурга для принудительного исполнения.

За 2012 год на принудительное исполнение направлено 409 постановлений о назначении административных наказаний, при этом составлено 471 протокол по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Данные об исполнении постановлений о назначении административного наказания приведены в таблице № 5.

Таблица № 5

Разделение (отдел ОНД) Процент взыскания Направлено на принудительное взыскание     Отменено % исполнения с учетом направленных ФССП и отмененных
Калининский район 83,8     86,5
Невский район        
Кировский район 80,3     82,4
Выборгский район 81,8     84,8
Петроградский район 86,2     95,4
Курортный район 61,3     74,5
Московский район 85,1     90,6
Василеостровский район 85,5     91,4
Адмиралтейский район 84,71     96,2
Фрунзенский район 88,94     91,4
Приморский район 74,9     88,9
Центральный район 74,3     76,7
Красногвардейский район 86,8     93,3
Петродворцовый район 87,34      
Колпинский район 87,9     90,2
Пушкинский район 88,8     96,2
Красносельский район 85,2     91,7
Кронштадтский район 55,6     67,5
Итого 83,6     89,4

Наибольший процент исполнения имеют:

- ОНД Невского района – 96 %;

- ОНД Фрунзенского района – 88,94 %;

- ОНД Пушкинского района – 88,8 %.

Наименьший процент исполнения имеют:

- ОНД Центрального района – 74,3 %;

- ОНД Курортного района – 61,3 %;

- ОНД Кронштадтского района – 55,6 %.

Рис. 12 Исполнение постановлений о назначении

административного наказания в виде штрафа в процентах

По результатам рассмотрения административных дел сотрудниками государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга за 2012 года вынесено 2440 административных наказаний в виде предупреждения.

Таблица № 6

разделение (отдел ОНД) Назначено административных наказаний Назначено административных наказаний в виде предупреждения     %
Калининский район     16,5
Невский район     19,1
Кировский район     0,3
Выборгский район     11,3
Петроградский район     13,6
Курортный район     28,9
Московский район     2,2
Василеостровский район     40,7
Адмиралтейский район     21,1
Фрунзенский район     8,1
Приморский район     23,4
Центральный район     33,5
Красногвардейский район     7,9
Петродворцовый район     44,6
Колпинский район     51,5
Пушкинский район     14,1
Красносельский район     5,3
Кронштадтский район     19,8
Итого     19,3

Рис. 13 Средний показатель количества предупреждений

от общего количества назначенных наказаний (в процентах)

Рис. 14 Распределение назначенных наказаний по виду наказания

За 2012 год государственными инспекторами по пожарному надзору г.Санкт-Петербурга возбуждено и передано по подведомственности в Федеральные районные суды Санкт-Петербурга для принятия решения об административном приостановлении деятельности 176 материалов административных дел.

По состоянию на 31.12.2012 года судами рассмотрено 107 материалов административных дел, по итогам рассмотрения дел приняты следующие решения:

– приостановлена деятельность 84 юридических лиц и частных предпринимателей без образования юридического лица, т.е. в 78,5 %, случаев от количества рассмотренных судами и в 47,7 % от количества направленных материалов административных дел.

– назначено административных наказаний в виде штрафа – 19.

Прекращено производство по 4 административным делам.

При рассмотрении административных дел, направленных в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности, судом назначаются административные наказания в виде штрафа с учетом смягчающих обстоятельств.

Данные о материалах административных дел, направленных в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности, приведены в таблице № 7:

Таблицa № 7

Подразделение (отдел ОНД) Штатная численность Направлено протоколов в суд по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ Среднее протоколов на 1 инспектора
Калининский район     0,23
Невский район     0,45
Кировский район     0,34
Выборгский район     0,91
Петроградский район     0,40
Курортный район     0,37
Московский район     0,34
Василеостровский район     0,52
Адмиралтейский район     0,32
Фрунзенский район     0,26
Приморский район     0,16
Центральный район

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow