Государственное устройство

Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече (от ст.-слав, вет — совет), выросшим из традиций племенных сходов. В Лаврентьевской летописи подчеркивалась изначальность обычая сходиться на вече у смолян, киевлян, полонян и др. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин («старцев градских») и пр.

Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порою и под руководством, знати. На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкционировались денежные сборы, смещались представители администрации и т.д. В Новгородской и Псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью.

Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоколом, сзывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью — трибуной (степенью). Собиралось вече на специально отведенных местах: в Киеве — у Софийского собора, в Пскове — у Троицкой церкви. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в «старших» городах — Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: