Аудиальная модальность | Визуальная модальность | Кинестетическая модальность |
восприятие мира через слуховые ощущения | восприятие мира через зрение; ориентация на увиденное | восприятие мира через собственные телесные ощущения |
Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.
Для визуальной модальности главное – зрение, то, что человек видит.
При ведущей кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.
В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но в большинстве ситуаций именно через ведущую модальность человек воспринимает мир.
Определить преобладающую у человека модальность можно с помощью речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).
|
|
Рекомендации по ведению: Таблицу с переводом языка модальностей рекомендуется раздать каждому участнику учебной группы и обсудить её вместе с преподавателем (см. Приложение 5).
Определить, какая ведущая модальность у человека, – полезно не только для работы с пострадавшими в ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.
Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 6).
Рекомендации по ведению: В заключение этой части необходимо провести опрос. Примерные вопросы для обсуждения:
- Что группа узнала о модальностях?
- Существует ли необходимость их определения? Для чего?
- Может ли это пригодиться в работе? Для чего?
После обсуждения, ведущий подводит итоги проведенного опроса, делает совместные выводы.