Тема 3. Цели, функции, структуры управления

Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента

Основные этапы развития менеджмента: Эволюция управления; Древние и современ-ные организации; Управленческие революции.

Условия и факторы возникновения менеджмента: промышленное развитие; массовое производство и сбыт; возникновение корпораций и акционерных обществ.

Развитие теории и практики управления: Предпосылки формирования основ науки ме-неджмента; Многообразие взглядов на эволюцию управления как науки: Основные школы и концепции управления (школа научного управления, школа административного управления (классическая), школа человеческих отношений, школа поведенческих наук (бихевиористское направление), школа науки управления (количественных методов)); Научные подходы к управлению (процессный подход, системный подход, ситуационный подход); Современная система взглядов на менеджмент, принципы менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления.

Тема 2. Система управления организацией

Основные элементы системы управления, их взаимосвязь. Объект и субъект управле-ния. Процесс управления, стадии процесса управления, цикл управления. Принципи-альная схема управления (модель управления). Роль обратной связи в системе управле-ния. Иерархичность построения системы управления.

Организация как система, её основные элементы. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные факторы внешней среды. Среда непосредственного окружения.

Основные виды деятельности (функциональные области) в организации и соответствующие им виды менеджмента: общий менеджмент, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, управление персоналом, управление маркетингом.

Тема 3. Цели, функции, структуры управления

Миссия организации, основные требования к её формулированию. Классификация целей организации. Характеристики целей. Взаимосвязь стратегических, тактических и операционных целей организации. Первичные функции управления, их суть и содержа-ние. Взаимосвязь функций в процессе управления организацией.

Планирование как функция управления. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Классификация систем планирования. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Целеполагание в менеджменте. Использование моделей конкурентного анализа для оценки ситуации и конкурентного преимущества организа­ции при её работе с рынком.

Суть и содержание функции «организация». Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Централизация и децентрализация управления, делегирование полномочий. Норма управляемости. Уровни менеджмента в организационной иерархии. Основные типы структур управления, их преимущества и недостатки. Требования, предъявляемые к организационным структурам.

Функция мотивации. Первоначальные концепции мотивации. Современные теории мотивации и их использование в управлении: Содержательные теории мотивации: работы А. Маслоу, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга; Процессуальные теории мотивации: Теория ожидания В. Врума.; Теория постановки целей Э. Лока; Теория справедливости (равенства) Дж. Адамса; Концепция партисипативного управления; Модель Портера-Лоулера.

Функция контроля, этапы процесса контроля. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Необходимость контроля и его виды. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Системы контроля с обратной связью. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.




double arrow
Сейчас читают про: