1. Ландшафтоведение как ветвь физической географии: объект и предмет изучения; методы исследования.
2. Понятие о природном (географическом) ландшафте.
3. Общая, региональная и типологическая трактовка ландшафта.
4. особенности горных и равнинных ландшафтов.
5. Компоненты природного ландшафта.
6. Ландшафтообразующие факторы.
7. Функционирование, динамика и эволюция ландшафта.
8. Классификация и систематика природных ландшафтов: принципы, система таксономических единиц.
9. Морфологическая структура ландшафта.
10. Ландшафтная индикация.
11. Понятие о природно-антропогенном, техногенном ландшафтах.
12. Изменчивость ландшафта.
13. Устойчивость ландшафта.
14. Основные направления антропогенизации ландшафтной сферы Земли.
15. Современные типы природно-антропогенных ландшафтов Земли, их география.
16. Культурный ландшафт как вид природно-антропогенного комплекса. Принципы конструирования (организации) культурного ландшафта.
17. Оптимизация ландшафта (понятие). Главные направления оптимизации.
|
|
18. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов.
19. Экологический потенциал природного ландшафта.
20. Производственная оценка геосистем.
21. Задачи и содержание прикладных ландшафтных исследований. Ландшафтное планирование и проектирование.
22. Ландшафтное картографирование и моделирование. Общие особенности, типы ландшафтных карт, их содержание. Ландшафтное дешифрирование аэрокосмических снимков.
23. Основные этапы становления и развития географического ландшафтоведения как науки.
24. Роль а. Гумбольдта, В.В. Докучаева в развитии науки о природном комплексе.
25. Л.С. Берг – основоположник научного направления Ландшафтоведения как ветви физической географии в России.
26. Ландшафтная научно-практическая школа МГУ им. М.В. Ломоносова.
27. Современная школа ландшафтоведения в ЛГУ и Институте географии Санкт-Петербургского государственного университета.
28. Вклад академика В.Б. Сочава, Института географии СО РАН в ландшафтную географию.
29. Ландшафтная экология как современное направление на стыке географии и экологии (понятие, история развития, методы исследований, прикладное значение, современный этап развития).
30. Ландшафтно-экологические карты. Принципы построения, содержание.
31. Ландшафтно-экологические ситуации. Критерии, характеризующие их остроту.
6.3. Структура экзаменационного билета (примеры):
Экзаменационный билет №
1. Введение. Ландшафтоведение как наука о географического цикла.
2. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Понятие о природном (географическом) ландшафте.
3. Экологическое направление в ландшафтоведение. Категории ландшафтно-экологических ситуаций по степени остроты направления.
|
|
Экзаменационный билет №
1. Введение. Учебная дисциплина «Ландшафтоведение»: цель, задачи и структура курса.
2. Учение о природно-антропогенных ландшафтах. Современные типы природно-антропогенных ландшафтов Земли.
3. Экологическое направление в ландшафтоведении. Понятие об экологическом потенциале природных ландшафтов (ЭПЛ).
Экзаменационный билет №
1. Введение. соотношении понятий «экосистема», «геосистема», «природный комплекс», природно-территориальный комплекс», «ландшафт».
2. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное планирование как современное научное направление в географическом ландшафтоведении.
3. Ландшафтное картографирование и моделирование. Типы ландшафтных карт, принципы построения общенаучной ландшафтной карты.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование
Автор (составитель)
Доцент кафедры геоэкологии и природопользования ________ Мискина Л. В.
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой геоэкологии и природопользования
Протокол заседания №1 от 13 сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой __________________ Сосненко С. В.
Начальник управления образовательной политики (УОП)
С.П. Еремеева
«___» ________2012 г.