Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям

Уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Основными направлениями государственной политики, положенными в основу деятельности созданного ГКЧС РСФСР на период его становления, были:

– разработка принципов построения Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования органов государственного управления Российской Федерации;

– создание законодательной и нормативной базы защиты населения, окружающей среды и обеспечения устойчивости экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– разработка государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства;

– создание аварийно-спасательных сил;

– организация подготовки инженерных и научных кадров в интересах Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

– организация международного сотрудничества Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из первых памятных событий в жизни нового ведомства и проверки его профессиональной готовности стала ликвидация угрозы обрушения аварийно накренившейся многометровой трубы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в сентябре 1991 г., где семисоттонная верхняя часть трубы нависла над взрывоопасными сооружениями предприятия.

Ликвидировать сложившуюся чрезвычайную ситуацию взялся ГКЧС России. Руководство операцией на месте работ было поручено начальнику отдела Госкомитета С. М. Кудинову.

После тщательной проработки было решено вместо первоначального варианта подрыва всей трубы произвести подрыв только наклонившейся ее части направленным взрывом, сохранив при этом саму трубу и сведя до минимума возможный очаг разрушения.

Точный расчет военных инженеров и мужество спасателей во главе с А. Н. Рожковым, заложивших взрывчатку на высоте 120 метров, позволили «положить» поврежденную часть трубы в запланированное место (позже эта операция была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса»).

Кроме того, в 1991 г. создаваемые ГКЧС РСФСР силы принимали участие в ликвидации последствий наводнения в ряде мест на Волге, в Бурятии и в Читинской области, землетрясения в Краснодарском крае.

Событием, имеющем важнейшее значение для дальнейшего развития Чрезвычайной службы России, организации современной системы защиты населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время явилось создание в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. № 221 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. Одновременно Постановлением Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. была упразднена Комиссия Совета Министров РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

На созданный Госкомитет были возложены:

· координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником современных средств поражения;

· обеспечение создания Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

· руководство работами по ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· организация разработки и реализации государственных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения при их возникновении, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства;

· координация работ по созданию государственных чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;

· организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· осуществление государственного надзора на территории РСФСР за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

· участие в международном сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГКЧС РСФСР было поручено создать при Госкомитете Штаб войск гражданской обороны для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями гражданской обороны и региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске, а также принять в установленном порядке от Министерства обороны СССР органы управления, соединения, воинские части и подразделения, учреждения и учебные заведения Гражданской обороны СССР, дислоцирующиеся на территории РСФСР, со всем личным составом, вооружением и материально-технической базой. В результате всех указанных реорганизаций образовался единый федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Разработанная организационно-штатная структура Госкомитета обеспечивала решение возложенных на него задач, позволяла на основе уже имеющегося опыта совершенствовать защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное и военное время.

Управления и отделы ГКЧС России возглавили хорошо подготовленные и имеющие большой практический опыт специалисты: Е. А. Козлов, В. М. Кульечев, С. М. Кудинов, Н. И. Бурдаков, С. А. Шилин, Г. В. Филатов, B. C. Кудлай, А. В. Дронов, М. А. Шахраманьян, А. А. Тюшин, А. Н. Карпов, В. А. Новожилов, Ю. Г. Шпаковский, Ю. П. Гущин, М. М. Дзыбов, В. А. Штейн, В. К. Владимирский, А. А. Воскресенский, А. П. Хоменко и др.

Первым заместителем Председателя Госкомитета стал Ю. Л. Воробьев, а заместителями: В. А. Владимиров (вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, планирования и развития РСЧС), А. И. Ткачев (он же начальник Главного управления гражданской обороны), В. В. Бенкевич (научно-технические проблемы) и Б. В. Шамов (экономические, кадровые и административно-хозяйственные проблемы).

В первом полугодии 1992 г. в основном было завершено организационное становление ГКЧС России, формирование его центрального аппарата, региональных и территориальных структур, прием войск Гражданской обороны СССР от Министерства обороны СССР.

25 ноября 1992 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о ГКЧС России, согласно которому Госкомитет стал федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевое регулирование вопросов в области гражданской обороны, защиты населения, территорий страны и объектов, являющихся национальным достоянием России, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, а также координацию деятельности органов государственного управления Российской Федерации в этом направлении.

Важное значение для дальнейшего развития и укрепления ГКЧС России имело также постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968, которым Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны был преобразован во Всероссийский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и определен головной организацией в стране по научному сопровождению работ в данных областях.

Высшие центральные курсы Гражданской обороны СССР и Курсы гражданской обороны РСФСР были объединены и преобразованы в Академию гражданской защиты ГКЧС России.

Происшедшее уточнение задач и функций ГКЧС России, накопление определенного опыта деятельности его структурными подразделениями, потребовало внесения некоторых изменений в организационно-штатную структуру центрального аппарата Госкомитета. Было создано самостоятельное управление экстренного реагирования (начальник С. М. Кудинов), главное управление защиты населения (начальник B. C. Кудлай), финансовое управление, управление капитального строительства, укреплен ряд других структурных подразделений.

Большое внимание в течение 1992 г. было уделено совершенствованию связи, сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, что способствовало ускорению реагирования на них в случае возникновения. В этих целях по представлению ГКЧС России в марте 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 190 «Об организации в Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях».

Были активизированы работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности ГКЧС России, отработке взаимодействия с Минсвязи России, Минобороны России, ФАПСИ и другими заинтересованными организациями по вопросам обеспечения своевременного предоставления каналов связи для обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, вызова соответствующих аварийно-спасательных служб и других необходимых сил, а также для оповещения и информирования населения о грозящей возможной опасности.

Российская система предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях

И все же главным событием 1992 г. в жизни Чрезвычайной службы России было создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В соответствии с основными направлениями государственной политики, положенными в основу деятельности ГКЧС РСФСР на период его становления, в 1991-1992 гг. была проведена большая работа по обоснованию целесообразности создания государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, разработке принципов ее создания и построения в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования органов государственного управления Российской Федерации, в результате которой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 и была создана РСЧС. Одновременно этим же постановлением были определены функции федеральных органов исполнительной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Нормативно-правовую основу формирования и функционирования РСЧС составляют Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, более 1000 нормативных документов, принятых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, около 300 ведомственных приказов, положений, инструкций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении в мирное время.

Создание системы осуществлялось с учетом следующих принципов:

– защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

– организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

– реализация мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

– при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего возможного разнообразия их последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;

– система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей, прежде всего, профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

– проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;

– осуществление государственных целевых программ по защите от чрезвычайных ситуаций;

– создание и использование необходимых чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;

– обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием РСЧС Правительство Российской Федерации возложило на ГКЧС России.

Структура РСЧС была построена по территориально-производственному принципу, состояла из территориальных, ведомственных и функциональных подсистем и имела пять уровней (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

РСЧС функционирует в трех режимах:

· повседневной деятельности;

· повышенной готовности;

· чрезвычайной ситуации.

Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС. К основным силам РСЧС относятся:

– силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;

– аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств Российской Федерации;

– специальные подразделения Вооруженных сил Российской Федерации;

– учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф [18].

Решая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны.

Основными направлениями ее деятельности являются:

– во-первых, разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входило решение этих проблем, но ранее занимавшиеся ими разрозненно. Объединительная роль РСЧС оказалась конструктивной. Впервые государство получило единую универсальную систему с достаточной полнотой полномочий, объединенными силами и ресурсами, способностью к широкому маневру, что создало условия для проведения скоординированных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при этом проявляется в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области;

– во-вторых, управление функционированием РСЧС. Руководящий орган РСЧС – ГКЧС России (МЧС России) наделен функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельности Правительством Российской Федерации была образована Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее решения являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию);

– в-третьих, контрольная функция. Контроль в РСЧС осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения. Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется ГКЧС (МЧС) России (при необходимости – совместно с федеральными надзорами России и другими государственными надзорными и контрольными органами. На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления через соответствующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное и военное время;

– в-четвертых, производственная деятельность. Она заключается в том, что РСЧС проводит практические работы по профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется ее органами управления, силами и средствами. За время функционирования РСЧС в результате ее производственной деятельности предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, уменьшен ущерб на сотни миллиардов рублей;

– в-пятых, функция обучения, включающая в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обязательная функция органов управления РСЧС всех уровней;

– в-шестых, обеспечивающая функция, предусматривающая материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС;

– наконец, в-седьмых, международное сотрудничество.

В случае возникновения ЧС силы и средства ликвидации действуют по эшелонам:

Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской помощи, дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, войска постоянной готовности гражданской обороны. Срок их прибытия в зону работ – 30 мин. Задачи: разведка, организация радиационного и химического контроля, проведение первоочередных поисково-спасательных работ, оказание помощи пострадавшим, локализация ЧС, тушение пожаров. В случае невозможности выполнения поставленной задачи силами первого эшелона привлекаются силы и средства второго эшелона.

Второй эшелон: подразделения войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, специальные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок прибытия в зону работ не более трех часов. Задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализация источника заражения (опасности), жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Третий эшелон: соединения и воинские части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специализированные подразделения строительно-монтажных организаций. Срок прибытия к месту работы от трех часов до нескольких суток. Задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций).

Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций.

Одновременно, в соответствии с Положением о РСЧС, штабы гражданской обороны всех уровней получили статус органов повседневного управления РСЧС и рабочих органов комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководящие органы РСЧС).

В результате на выполнение задач РСЧС автоматически заработали все элементы инфраструктуры гражданской обороны, включая оперативные дежурные службы штабов гражданской обороны и соответствующие системы связи и оповещения.

Сравнительно быстрому становлению РСЧС и началу активной деятельности большинства ее территориальных подсистем способствовало то, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации было предоставлено право самостоятельно с учетом местных особенностей и накопленного опыта определять структуру и состав территориальных, ведомственных и функциональных подсистем.

За годы существования РСЧС подтвердила правильность основополагающего принципа организации системы: предупреждение ЧС и ликвидация последствий ЧС.

С созданием РСЧС государство впервые получило единую универсальную систему для проведения эффективных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

РСЧС является важным звеном единой системы национальной безопасности Российской Федерации.

Неотъемлемым и главным звеном всей системы РСЧС является МЧС России [41].

Наряду с активной работой по формированию подсистем РСЧС, Госкомстатом настойчиво решалась задача создания сил экстренного реагирования как в подсистемах, так и подчиненных непосредственно ГКЧС России.

13 марта 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 года № 528 «О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских контрольно-спасательных служб, пунктов и центров». Было признано необходимым передать эти подразделения в ведение ГКЧС России. На их базе началось формирование поисково-спасательной службы Госкомитета. В январе 1993 г. было утверждено Положение о Поисково-спасательной службе ГКЧС России.

Сразу же после приема ГКЧС России в свое ведение соединений и частей гражданской обороны во всех из них были сформированы сводные мобильные подразделения постоянной готовности, определен порядок привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлено боевое дежурство этих подразделений.

Активно осуществлялись меры по обеспечению функционирования сил и средств наблюдения и лабораторного контроля федеральных министерств и ведомств по выполнению задач РСЧС. В мае 1992 г. было утверждено Положение о Всероссийском центре наблюдения и лабораторного контроля ГКЧС России.

Совместными приказами (положениями) МЧС России и заинтересованных министерств был уточнен порядок участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств Минатома России, пожарной охраны МВД России, восстановительных и пожарных поездов МПС России. В сентябре 1992 г. совместно с Минтрансом России, МПС России и Минобороны России было утверждено Положение о порядке обеспечения перевозок сил и средств и материально-технических ресурсов для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Активность и динамизм работы, проводимой по линии ГКЧС России, способствовали не только повышению организованности при реагировании на чрезвычайные ситуации, но и одновременно заставляли комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также штабы гражданской обороны более глубоко прорабатывать аналогичные вопросы обеспечения функционирования территориальных, ведомственных и функциональных подсистем РСЧС.

Все перечисленные мероприятия, проведенные в 1992 г., положительно сказались на участии органов управления, сил и средств РСЧС в ликвидации многих чрезвычайных ситуаций местного и регионального масштабов.

Силы и средства, непосредственно подчиненные ГКЧС России, приняли участие в локализации очагов заболевания чумой крупного рогатого скота (яков) в высокогорных районах Республики Тыва (январь-февраль), проведение спасательных работ при железнодорожной катастрофе вблизи разъезда Подсосенки в Тверской области (март), в ликвидации ряда других чрезвычайных ситуаций. По просьбе Правительства Республики Армения Российская аварийно-спасательная экспедиция под руководством первого заместителя Председателя ГКЧС России Ю. Л. Воробьева в апреле 1992 г. приняла участие в ликвидации крупного пожара на артскладе 7-й Армии объединенных вооруженных сил государств-участников СНГ в пос. Балаовит, создавшего реальную угрозу для населения жилых кварталов г. Абовян и отдельных микрорайонов столицы Армении – г. Еревана. В составе экспедиции, вылетевшей в Армению на двух транспортных самолетах Ил-76ТД и экспериментальном пожарном самолете Ил-76ТП ОКБ им. Ильюшина, находились работники центрального аппарата и Центроспаса ГКЧС России, регионального отряда по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ пожарной охраны МВД России и Всероссийского центра медицины катастроф «Защита». Успешное в целом применение при ликвидации данного пожара большегрузного скоростного самолета Ил-76ТД, оборудованного специальным съемным пожарным водосливным устройством, дало ему «путевку в жизнь» для дальнейшего использования при аналогичных ситуациях.

В связи с соответствующими обращениями руководителей отдельных государств-участников СНГ и по поручению Правительства Российской Федерации Председатель ГКЧС России С. К. Шойгу, его заместители, оперативные группы и силы Госкомитета принимали участие в миротворческих и гуманитарных акциях в период происходивших в 1992 г. на межнациональной и межэтнической основе вооруженных конфликтов в Грузии (Южная Осетия и Абхазия) и Молдавии (Приднестровье).

Разработке фундаментальных основ теории защиты населения и территорий при природных и техногенных катастрофах, современных технологий ведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах возникновения катастроф, созданию законодательной и нормативной базы по правовому, техническому и экономическому регулированию вопросов безопасности способствовало дальнейшее развитие начатых в 1991 г. работ по государственной научно-технической программе «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»).

В целях проведения единой государственной политики при осуществлении государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышению его эффективности ГКЧС России совместно с заинтересованными органами госнадзора была разработана и в декабре 1992 г. Председателем ГКЧС России утверждена «Схема взаимодействия ГКЧС России и органов государственного надзора Российской Федерации при осуществлении надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контроля за готовностью подсистем и звеньев РСЧС к действиям при их возникновении». В схеме, наряду с основными принципами и общими направлениями взаимодействия, уточнялись конкретные задачи каждого из 19 органов, обладающих правами государственного надзора, формы совместной работы с ГКЧС России. Аналогичным образом рекомендовалось оформить взаимоотношения органов госнадзора в данной области на местах.

В 1992 г. ГКЧС России совместно с Минобразованием России и другими заинтересованными органами государственного управления на основе обобщения имеющегося опыта и поступивших предложений с мест был разработан проект Государственной целевой программы обучения и подготовки населения, подготовки и повышения квалификации кадров специалистов РСЧС (впоследствии она была утверждена как составная часть (подпрограмма) Федеральной целевой программы «Создание и развитие РСЧС»).

Таким образом, 1992 год явился годом формирования РСЧС, развития правовой, организационной и методической основы ее функционирования, объединения усилий органов управления и сил ее подсистем для комплексного решения возложенных на нее задач.

В 1993 г. главное внимание в работе ГКЧС России по руководству функционированием и дальнейшим развитием РСЧС было сосредоточено на повышении качества отработки всех вопросов деятельности территориальных подсистем, завершении формирования ведомственных и функциональных подсистем РСЧС и повышении их роли в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи в этой области были поставлены в марте 1993 г. на Всероссийском совещании с участием председателей КЧС субъектов Российской Федерации, руководящего состава федеральных министерств и ведомств, а также всех региональных центров Госкомитета и штабов гражданской обороны.

Прежде всего, была развернута работа по совершенствованию органов управления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне» штабы гражданской обороны были преобразованы в штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОиЧС). Этим самым на них были официально возложены задачи по защите заселения и территорий при чрезвычайных ситуациях.

Одновременно принимались меры по созданию и развертыванию работы необходимых координирующих органов по отдельным направлениям борьбы с чрезвычайными ситуациями. Соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации были созданы следующие комиссии, возглавляемые Председателем ГКЧС России:

– Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);

– Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 26);

– Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);

– Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636);

– Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами (постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).

Больше внимания стало уделяться проблемам мониторинга и прогноза различных чрезвычайных ситуаций. По представлению ГКЧС России постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 444 была создана Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, определен состав этой системы [57].

В октябре 1993 г. ГКЧС России совместно с Минздравом России, Минприроды России и другими заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами было утверждено новое Положение о Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, которая была признана составной частью РСЧС и начала выполнять соответствующие задачи по радиационной, химической и биологической (бактериологической) защите населения при чрезвычайных ситуациях мирного времени.

В первом полугодии 1993 г. произошел ряд крупных чрезвычайных ситуаций. 6 апреля 1993 г. на радиохимическом заводе Сибирского химкомбината в г. Томск-7 в результате производственной аварии произошел выброс радиоактивных веществ в окружающую среду за пределы комбината. Глава администрации и КЧС области не были своевременно извещены об аварии. Потребовалось прибытие на место руководителей и специалистов ГКЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, чтобы оценить всю опасность произошедшего выброса и правильно организовать работы по защите населения и дезактивации загрязненных территорий.

14 апреля 1993 г. в результате крупного пожара на долгое время был выведен из строя завод двигателей АО «КамАЗ» в г. Набережные Челны (Республика Татарстан), что резко негативно отразилось на деятельности данного объединения. Силы и средства РСЧС приняли активное участие в ликвидации последствий этой чрезвычайной ситуации.

В паводкоопасный сезон 1993 г. наводнения, сопровождающиеся значительным материальным ущербом, имели место практически во всех регионах Российской Федерации. Наиболее крупные наводнения произошли в Республике Бурятия, Алтайском крае и Свердловской области.

Вблизи города Серова Свердловской области 14 июня вследствие обильных ливневых дождей, наложившихся на заключительную фазу весеннего половодья, произошел прорыв глухой земляной плотины Киселевского водохранилища (длина – около 1900 м, максимальный уровень воды – 117 м), что привело к затоплению значительных территорий города и прилегающих поселков. В результате в зону затопления попали 1772 дома (1250 из них стали не пригодны для жилья), разрушены железнодорожный и 5 автомобильных мостов, размыто 500 м главного железнодорожного пути, нанесен ущерб металлургическому заводу, заводу ферросплавов, 15 другим предприятиям. От наводнения пострадали 6,5 тыс. человек, 15 погибли, общий материальный ущерб составил 63,3 млрд руб. Уменьшить потери удалось за счет правильных и своевременных действий сил РСЧС, которые сумели эвакуировать более 3000 взрослых и 700 детей, снять с крыш затопленных домов около 300 человек.

1993 год является и годом рождения авиации ГКЧС России – важной составляющей его сил. В этом году были закуплены первые два самолета Ил-76ТД.

В целом 1993 год был годом дальнейшего совершенствования и развития системы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Начало 1994 г. было ознаменовано преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому одновременно были переданы функции упраздненных Госкомитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других аварий, и Комитеты по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации.

Это решение в целом следовало оценивать как акт признания необходимости повышения внимания со стороны государства к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также того, что ГКЧС России выполнил поставленную перед ним задачу по созданию и становлению общегосударственной системы по защите населения, материальных ценностей от аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий.

Главной задачей созданного министерства теперь становилось проведение государственной политики в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществление управления по вопросам обеспечения функционирования и дальнейшего развития РСЧС, подготовки и ведения гражданской обороны, координация деятельности в указанных сферах других федеральных органов исполнительной власти.

Расширение функций нового министерства, а также накопленный опыт в ходе деятельности ГКЧС России обусловили внесение изменений в организационную структуру бывшего Госкомитета, был образован ряд новых главных управлений (вскоре департаментов) и управлений.

Структура МЧС России по состоянию на сентябрь 1994 года.

Первыми заместителями Министра были назначены Ю. Л. Воробьев и В. Я. Возняк, заместителями Министра – В. А. Владимиров, В. А. Востротин, В. М. Кульечев, С. В. Хетагуров, А. Н. Челышев, начальниками (руководителями) департаментов – Н. И. Локтионов, B. C. Сорокин, Н. И. Бурдаков, М. М. Дзыбов, Е. А. Козлов, Ю. В. Бражников, И. Н. Колтунов,
А. И. Семенушкин, Ю. П. Антонов, Р. Х. Цаликов. Аппарат Министра возглавил Кудинов СМ., Главную инспекцию – Ткачев А.И., управление безопасности – Ганеев В.К.

РСЧС же вступила в 1994 г. полностью сформированной, способной полноценно выполнять возложенные на нее основные функции.

Большое внимание в 1994 г. в деятельности МЧС России было уделено созданию законодательной и нормативной правовой базы. Были разработаны, согласованы, рассмотрены Правительством Российской Федерации и переданы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекты следующих федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «О гражданской обороне»;

– «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Первым в Государственной думе стал рассматриваться проект Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме того, с участием МЧС России были подготовлены проекты Федерального закона «О промышленной безопасности», Концепции «Государственная политика Российской Федерации в области промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от техногенных чрезвычайных ситуаций», ряда иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обеспечением безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов.

Значительные усилия потребовались от органов управления и сил РСЧС при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, возникавших в 1994 г. в большинстве регионов страны. К ним прежде всего следует отнести мартовское половодье на Северном Кавказе, прорывы плотин водохранилищ, вызванные обильными дождями в Свердловской области (июль) и Республике Башкортостан (август), лесные пожары на Урале, в Сибири и Забайкалье. В сентябре при катастрофическом наводнении в Приморском крае, вызванном тайфуном «Мелиса», силами РСЧС было спасено и эвакуировано из опасных зон более тысячи человек, наведено пять понтонно-мостовых переправ, восстановлены размытые автодороги и разрушенные линии электропередач, организовано первоочередное обеспечение населения питьевой водой, продуктами питания и медикаментами.

Серьезным испытанием явилось происшедшее 4 октября 1994 г. Южно-Курильское землетрясение силой 9-10 баллов, при котором особенно пострадали острова Итуруп и Шикотан. Погибли 11 человек, были травмированы 32 человека – 7 из них спасены из завалов. Лишились крова более 2100 человек. Произошли большие разрушения объектов инфраструктуры. Под общим руководством Правительственной комиссии силами РСЧС была проведена эвакуация пострадавших, разборка завалов, первоочередные ремонтно-восстановительные работы. В качестве помощи в Сахалинскую область были поставлены 483 дома контейнерного типа, 1100 палаток, 10 передвижных электростанций, продовольствие и другие материально-технические ресурсы.

Всего в течение года на территории страны было зарегистрировано 1495 чрезвычайных ситуаций различного характера и масштабов. В ликвидации более 100 наиболее крупных из них участвовали соединения и воинские части гражданской обороны. Около 600 поисково-спасательных операций провели подразделения Центроспаса и ПСС МЧС России, в ходе которых было спасено свыше 5 тыс. человек. Авиацией МЧС России было произведено около 170 вылетов самолетов на чрезвычайные ситуации.

В целях повышения готовности органов управления, сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России и его региональными центрами было проведено 23 крупных командно-штабных, штабных, специальных и опытных учений, в том числе по спасению на море (г. Новороссийск), защите населения от химических и радиационных аварий
(г. Дзержинск Нижегородской области, Тверская и Брянская области), по ликвидации крупной аварии на Астраханском газоконденсатном комплексе.

В подготовке и проведении этих учений активное участие принимали: В. А. Владимиров, Н. Н. Долгий, С. М. Кудинов, Н. И. Локтионов,
Б. С. Борздаха, Ю. А. Артемов и другие.

Продолжающееся укрепление авиационной составляющей сил МЧС России позволило принять решение о создании в течение 1994 г. в каждом регионе мобильных десантных подразделений спасателей, находящихся в постоянной готовности к вылету в районы чрезвычайных ситуаций.

В августе 1994 г. на территории Всероссийского выставочного комплекса в Москве состоялась первая Международная выставка «Средства спасения-94», положившая начало ежегодному проведению этой выставки. Свои экспонаты выставили свыше 100 отечественных и зарубежных фирм и организаций, причем многие из них представляли новинки спасательной техники и оборудования. Успеху выставки способствовала значительная работа, проведенная МЧС России в рамках подпрограммы «Оснащение техническими средствами аварийно-спасательных сил» Федеральной целевой программы «Создание и развитие РСЧС». Выставка объединила вокруг МЧС России отечественных и зарубежных изготовителей спасательной техники, показала, что в России зарождается новая отрасль – промышленность спасательных средств. Это подтвердили последующие выставки.

Отмечая несомненные успехи в обеспечении функционирования большинства подсистем и их звеньев, а также РСЧС в целом, было бы заблуждением не видеть и ряда нерешенных проблем в деятельности как по предупреждению чрезвычайных ситуаций, так и по их ликвидации, о чем свидетельствовали проводимые проверки и учения, анализ имевших место аварииикатастроф. Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и проведенные учения еще раз подтвердили необходимость более активного развития поисково-спасательной службы, в том числе с привлечением для этих целей бюджетов субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. На качественно новый уровень требовалось поднять обучение населения, систему подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Пути и методы решения этих и других назревших проблем, связанных с повышением эффективности РСЧС, были подробно рассмотрены на итоговом совещании руководящего состава РСЧС, проведенном в Москве с участием ряда глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств 26-27 декабря 1994 г.

Решать эти проблемы уже предстояло на основе вступившего в силу Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ и издаваемых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов.

Закон определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установил основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стал юридической базой ее функционирования.

Осуществление мер по реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и изданного практически вслед за ним Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также мер по повышению на их основе эффективности функционирования РСЧС стало одним из главных направлений деятельности МЧС России и РСЧС в 1995 г.

В этих целях, прежде всего, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 43 была одобрена Федеральная целевая программа «Создание и развитие РСЧС» в составе четырех подпрограмм «Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», «Обучение населения,подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Оснащение техническими средствами сил РСЧС», «Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе», что способствовало улучшению финансирования и выполнению предусмотренных мероприятий.

Важным шагом по совершенствованию системы управления РСЧС явилось создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164, вместо нескольких ранее действующих комиссий, единой Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, получившей статус федерального координирующего органа РСЧС.

По представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 5 ноября 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым было утверждено новое Положение о РСЧС, определены функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и перечень создаваемых ими функциональных подсистем РСЧС.

Совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в МЧС России продолжала развертываться работа в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. В этих целях совместно с Госгортехнадзором России было подготовлено и 1 июля 1995 г. Правительством Российской Федерации утверждено «Положение о декларировании безопасности промышленного объекта Российской Федерации», согласно которому все предприятия, учреждения и организации, имеющие потенциально опасные производства, обязаны заявить местным органам власти, населению и соответствующим отраслевым структурам о достаточности принятых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций при эксплуатации объектов. Работа по внедрению системы декларирования безопасности объектов, наряду с участием в лицензировании и страховании потенциально опасной деятельности, стала занимать важное место в деятельности органов управления ГОЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов [24].

Руководствуясь указанными выше законами и используя накопленный опыт, структуры МЧС России в этот период в целом стали значительно больше уделять внимания выработке научно и практически обоснованных подходов к решению задач, возложенных на Министерство, формированию механизма материально-технического и финансового обеспечения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В 1995 г. с учетом предложений с мест и мнения федеральных органов исполнительной власти были разработаны: «Концепция предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера», «Основные положения государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от техногенных чрезвычайных ситуаций», «Концепция защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» и ряд других подобных документов.

Приказом МЧС России, утвердившим Инструкцию по инспектированию и проверке территориальных подсистем РСЧС, был установлен ряд критериев по оценке деятельности и готовности органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС и их звеньев, а последующими приказами введены в действие «Временное руководство по организации работы территориальных подсистем РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций» и «Типовой паспорт оценки состояния безопасности территорий».

Вновь большого напряжения сил всех уровней РСЧС, а также материальных затрат потребовало проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ряда крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. Самым крупным и трагическим событием 1995 г. было Нефтегорское землетрясение, происшедшее 28 мая и унесшее жизни около 2000 человек. По своей силе, масштабам разрушений и количеству жертв оно оказалось одним из крупнейших в истории России. В аварийно-спасательных работах, проводимых непосредственно под руководством С. К. Шойгу, организация которых получила самые высокие оценки международных экспертов, было задействовано более 1600 спасателей и значительное количество специальной техники, в том числе 25 самолетов и 16 вертолетов. Из-под завалов были спасены 406 человек, осуществлены экстренные меры по первоочередному жизнеобеспечению жителей поселка.

В этих работах активное участие принимали Ю. Л. Воробьев,
Н. И. Локтионов, Г. Н. Короткий, спасатели Центроспаса, Центра по проведению спасательных операций особого риска, экипажи самолетов и вертолетов авиации МЧС России, Сахалинской, Камчатской, Хабаровской ПСС, подразделения войск гражданской обороны, Всероссийской службы медицины катастроф, другие силы и средства РСЧС.

Необходимо отметить, что в преддверии Нефтегорского землетрясения в связи с прогнозом возможного сильного землетрясения на Камчатке были подготовлены и проведены командно-штабная тренировка и штабное учение, посвященные ликвидации возможных последствий последнего, активное участие в которых принимали Н. И. Локтионов и С. С. Салов. Безусловно, что эти мероприятия поспособствовали действиям сил РСЧС при ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения.

В целом в течение 1995 г. войска гражданской обороны привлекались к ликвидации чрезвычайных ситуаций более 100 раз.

Поисково-спасательные службы МЧС России провели около 700 поисково-спасательных работ, при которых были спасены 1132 жизни.

Значительные силы и средства МЧС России и ряда функциональных подсистем РСЧС практически в течение всего 1995 г. принимали активное участие в выполнении первоочередных работ по восстановлению систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики и оказанию ему гуманитарной помощи. Вместе с тем по-прежнему важнейшим направлением деятельности всей системы МЧС России оставалась проблема повышения готовности и развития сил РСЧС, обеспечения их мобильности и организованности при реагировании на чрезвычайные ситуации. Решению этой проблемы способствовали меры, принимаемые по реализации Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», выход которого существенно помог поднятию авторитета этих служб, закреплению их кадров.

Следует отметить, что в 1995 г. МЧС России начало активно заниматься проблемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях. В этих целях в июне 1995 г. была проведена организованная МЧС России Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России». С учетом рекомендаций конференции было разработано положение о взаимодействии заинтересованных федеральных министерств и ведомств по решению данной проблемы, а 26 августа 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 834 был утвержден «План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации». Были также разработаны и утверждены положения (руководства), регулирующие порядок взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях с Минобороны России, ФАПСИ и ФПС России.

Большое, принципиальное значение для повышения эффективности функционирования РСЧС имело также принятие Правительством Российской Федерации постановления от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Поскольку вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, требуется принятие на основе федерального закона соответствующих законов и иных нормативных правовых актов в субъектах федерации. Активная нормо-творческая работа, связанная с реализацией федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проводилась не только в центре, но и практически во всех регионах.

Активно продолжалась эта работа и в 1996 г., когда Правительством Российской Федерации был принят еще ряд важных постановлений:

– от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

– от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– от 31 октября 1996 г. № 1312 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей»;

– от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Продолжая уделять первостепенное внимание предотвращению и ликвидации последствий наиболее опасных радиационных и химических аварий, МЧС России было подготовлено и в период с 30 мая по 1 июня 1995 г. в Мурманской области на базе Кольской АЭС проведено Международное командно-штабное учение «Полярные Зори–95» по отработке действий по ликвидации крупной радиационной аварии на атомной электростанции.

Важным аспектом этого учения явилось то, что впервые в России, а может быть и в мире, проводилось такое масштабное международное учение, в котором участвовали представители 26 международных организаций, в том числе МАГАТЭ, ДГВ ООН и другие. Итоги учения, без сомнения, обогатили практику реагирования на подобные крупные чрезвычайные ситуации, помогли найти общие подходы к решению сложных проблем ликвидации последствий радиационных аварий.

В подготовке и проведении этого учения принимали активное участие В. Я. Возняк, В. А. Владимиров, Н. Н. Долгий, Ю. В. Бражников, В. П. Авдеев, представители Института безопасности развития атомной энергетики РАН.

Большое внимание в деятельности МЧС России продолжало уделяться организации и координации работ по преодолению последствий Чернобыльской и других крупномасштабных радиационных аварий. Рассмотрению состояния дел и определению основных направлений дальнейших работ по этим вопросам былапосвящена проведенная в мае 1995 г. МЧС России совместно с РАН и Минздравмедпромом России Всероссийская научно-практическая конференция «Радиоэкологические, медицинские и социально-экономические последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Реабилитация территорий и населения».

В марте 1996 г. на состоявшейся в г. Минске международной конференции, организованной Комиссией Европейских сообществ, Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной, а затем в апреле 1996 г. на международной конференции в г. Вене, проведенной под эгидой МАГАТЭ, Министр С. К. Шойгу проинформировал международное сообщество об итогах и проблемах 10-летней деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

В 1995-1996 гг. в МЧС России были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации четыре программы, направленные на преодоление последствий радиационных аварий и катастроф:

– «Неотложные мероприятия по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы»;

– Федеральная целевая программа «Дети Чернобыля»;

– Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 гг. (впоследствии была продлена на период до 2000 года);

– Федеральная целевая программа «Социальная и радиационная реабилитация населения и территории Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО “Маяк” на период до 2000 года».

Одновременно разрабатывались предложения по основным направлениям государственной политики в данной области на последующий период.

В 1996 г. наибольших усилий в проведении аварийно-спасательных работ потребовали многочисленные лесные пожары, работы по спасению людей при трагических взрывах в г. Светогорске Ленинградской области (май, погибло 19 человек и пострадало – 33 ), в г. Каспийске в Дагестане (ноябрь, из завалов извлечено 106 человек, в том числе живыми – 38), а также при тайфунах и наводнениях в Приморском крае (июль-август).

Во всех случаях были отмечены возрастающие готовность и мастерство поисково-спасательных служб МЧС России, соединений и воинских частей гражданской обороны, которые получили значительное пополнение современным спасательным оборудованием.

В целом 1996 год можно считать годом завершения второго этапа становления РСЧС. Была создана необходимая нормативная правовая база федерального уровня, а также в большинстве субъектов Российской Федерации определены группировки сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, отработан порядок их привлечения для проведения спасательных работ, созданы АИУС РСЧС и требующиеся системы связи, решен ряд других важных вопросов обеспечения функционирования системы.

Выступая на итоговом сборе руководящего состава РСЧС 25 декабря 1996 г. Председатель Правительства Российской Федерации – Начальник гражданской обороны России B. C. Черномырдин высоко оценил деятельность РСЧС и работу МЧС России. Обращаясь к присутствующим на сборе представителям всех регионов страны, он, в частности, сказал: «Я узнаю одним из первых, что, где случилось и часто непосредственно участвую во многих мероприятиях по ликвидации происшествий. Поэтому я знаю, что за работу вы выполняете, как ее разворачиваете и в какие сроки, что делаете на местах. Понимая, что минуты промедления – это потерянные жизни наших людей, я вправе сказать, что мы создали достаточно эффективную службу и дальше ее будем совершенствовать и развивать. Уже сегодня этой службой можно гордиться.

Я рад, что руководство Министерства и Министр понимают ту сложную задачу, которую приходится решать, всегда проявляют инициативу и озабоченность. Так и должно быть, поскольку это важное государственное дело, связанное со здоровьем и жизнью наших людей.

Еще раз выражаю признательность и говорю вам огромное спасибо за ту работу, которую делают ваши подразделения и коллективы. Передайте им мою благодарность.

Много сделано в стране и Министерстве по созданию и развитию РСЧС. Даже не все развитые страны имеют такие системы. Этому можно только радоваться. Да, это накладно, требуются определенные расходы, но это необходимое дело. И совершенствовать систему будем и дальше в выбранном направлении».

Большое значение для дальнейшего совершенствования деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций имела начавшаяся в 1996 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 784 и постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1396 работа по реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, госкомитеты по делам ГОЧС, главные управления) и при органах местного самоуправления.

Реорганизация штабов ГОЧС, практически закончившаяся в первом полугодии 1997 г., способствовала также выполнению задачи по перенесению центра тяжести в реализации мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях на места, которая была поставлена Председателем Правительства Российской Федерации перед участниками совещания руководящего состава РСЧС в декабре 1996 г.

В 1997 г. приоритетными направлениями деятельности всех подсистем и звеньев РСЧС, ее органов управления на всех уровнях были: качественное совершенствование деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, формирование государственной политики в этой области путем разработки и внедрения федеральных и региональных целевых программ по стратегическим направлениям предотвращения и смягчения рисков крупных катастроф, развитие теоретической и нормативно-правовой базы, выход на практические результаты в научно-технической политике, развитие и совершенствование сил и средств РСЧС, завершение формирования территориальной политики МЧС России и ее активная реализация.

В целях реализации этих направлений деятельности началась разработка федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», продолжилась разработка (в соответствии правительственным поручениям) Программы развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Дляобобщения данных мониторинга и прогнозной информации о чрезвычайных ситуациях на базе ВНИИ ГОЧС в кооперации с двадцатью пятью научно-исследовательскими организациями было создано Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Получая от Агентства определенные прогнозные данные, комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления РСЧС на всех уровнях получили возможность более целеустремленно вести работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовке к их ликвидации. Неоценимое значение для качественного совершенствования этой работы имело принятие федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ), в подготовке которых МЧС России принимало активное участие.

1997 год отмечен крупным научным форумом – 26-27 мая в Москве состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России». В конференции приняли участие представители Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти, широкий круг научной общественности, специалисты РСЧС. Вопросы, обсуждавшиеся на конференции, нашли свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г.

В этом году продолжалось активное осуществление мер, направленных на повышение готовности и развитие поисково-спасательных служб и других сил МЧС России.

Приказами МЧС России были утверждены План мероприятий по развитию и совершенствованию ПСС МЧС России, а в октябре – Порядок применения федеральных, региональных и территориальных ПСС МЧС России и временные нормативы по их действиям.

На основе утвержденной в 1996 г. «Концепции оснащения войск гражданской обороны и сил МЧС России наземной техникой на период до 2005 года» в ноябре 1997 г. были введены в действия новые нормы обеспечения региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов МЧС России аварийно-спасательными средствами,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: