Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

В преподавании гражданского процессуального права лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического курса гражданского процесса.. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние, тенденции и перспективы развития гражданского процессуального права, концентрировать внимание обучаемых на новых, наиболее сложных проблемах и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Подготовленная к чтению лекция представляет собой законченный материал с целостным раскрытием заданной темы, ясной аргументацией, анализом конкретных фактов и научной доказательностью выводов. Текст излагается в строгой логической последовательности и иллюстрируется учебными наглядными пособиями.

В процессе прочтения лекций рекомендуется использовать демонстрационный комплекс группового пользования на базе мультимедийного проектора.

В лекции целесообразно разрабатывать краткое введение, основную часть и заключение.

Во введении, как правило, указывается: роль, место и значение темы в изучаемой дисциплине; вопросы, на которых сосредоточивается главное внимание; предназначение лекции.

В основной части лекции последовательно излагаются главные вопросы темы. При этом необходимо учитывать и соблюдать следующие условия:

в каждой лекции, наряду с известными и общепринятыми положениями, разрабатываются и показываются проблемные и еще не решенные вопросы темы;

учебная информация должна базироваться на последних достижениях преподаваемой дисциплины, действующем законодательстве, учитывать судебную практику и положения смежных наук;

наиболее полно и доказательно должны раскрываться те учебные
вопросы, которые недостаточно разработаны в имеющейся литературе и
учебных пособиях;

по проблемным вопросам и альтернативным суждениям целесообразно давать лишь возможные направления и варианты их разрешения, стимулируя тем самым активный научный поиск, заинтересованность творческое мышление обучаемых;

изложение каждого раздела лекции должно заканчиваться кратким завершающим обобщением его содержания, Лекционный материал должен быть увязан с положениями смежных учебных дисциплин.

В заключение лекции даются краткие выводы по главным вопросам

Оптимальный объем полного текста двухчасовой лекции составляют, как правило, 15-20 машинописных листов. При отсутствии материалов но теме лекции в учебниках и пособиях ее объем может увеличиваться. Объем тезисов определяет исполнитель лекции.

Подготовка к чтению лекции включает:

детальное изучение лекционных материалов и внесение в них поступивших изменений и уточнений;

по решению лектора - составление плана чтения лекции, в котором показываются распределение времени по разделам темы, очередность и продолжительность показа иллюстраций, способы и приемы изложения учебной информации и другие вопросы;

проверку готовности оборудования лекционного зала и технических средств, применение которых предусматривается по лекции;

тренировки в чтении лекции, если автор в этом нуждается.

Способы и приемы чтения лекций определяются лекто­рами по их усмотрению, но для более полного восприятия и осмысления обучаемыми содержания темы рекомендуется:

четко выделять структурные элементы лекционного материала, называть вопросы, под вопросы и логически переходить от одного к другому;

содержание лекции излагать простой разговорной речью, с четким
произношением слов без длинных фраз и жесткой привязанности к конспекту;

при раскрытии новых, сложных и проблемных вопросов акцентировать внимание слушателей прямым обращением к аудитории, замедлять темп речи, менять интонацию, переходить к вопросно-ответному способу доведения материала;

пояснения иллюстраций делать, находясь непосредственно у схемы, таблицы или экрана с проэцируемым материалом, при этом цифровые и пояснительные слайды на них, плохо различимые с задних рядов лекционного зала, зачитывать;

поддерживать постоянный контакт с аудиторией;

после заключения оставлять необходимое время для ответов на возможные вопросы обучаемых.

Для повышения эффективности лекционных занятий на кафедре представляется целесообразным лекции по некоторым темам проводить нетрадиционными способами, предусматривающими: расширение объема визуально воспринимаемого учебного материала на картах, схемах, слайдах («визуальные лекции»); логическое насыщение учебной информации проблемными вопросами и ситуациями («проблемные лекции»), а также участие в постановке вопросов и в ответах на них самих обучаемых (лек­ции - беседы).

Поэтому, решать эту задачу вместе с лекциями призваны семинарские (практические) занятия, являющиеся одной из главных форм учебного процесса. Подготовка и участие в семинарском (практическом) занятии является важнейшей формой работы студента в часы самостоятельной подготовки. Вместе с тем, при подготовке и проведения семинарского (практического) занятия, особая роль должна отводиться преподавателю, который непосредственно общается со студентами, имеет возможность более обстоятельно изучить индивидуальные качества и особенности обучающихся, оценить их возможности творчески мыслить, искать и высказывать свою точку зрения на то или иное событие, факт или же явление в гражданской процессуальной деятельности.

Особенность семинарского занятия состоит в том, что студенты, обмениваясь мнениями при обсуждении рассматриваемых вопросов, имеют возможность проверить, как глубоко они подготовились к семинарскому (практическому) занятию, приобрели навыки самостоятельной работы и самостоятельного мышления, научились умению рассуждать, отстаивать свои взгляды и убеждения при производстве по гражданским делам.

Творческая атмосфера на семинаре (практическом занятии) при соответствующей его подготовке побуждает студента к глубокому овладению знаниями, способствует формированию у них принципиальности в суждениях, в оценке выступления своих товарищей, самокритичности.

Процесс подготовки к семинару (практическому занятию) студента способствует воспитанию у них трудолюбия, чувства ответственности перед учебной группой в глубоком овладении знаниями, в повышении воздействия коллектива на недобросовестно относящихся к учебе.

Выполняя познавательную и воспитательную функции, семинарское (практическое) занятие несет и контрольную функцию за качеством самостоятельной работой обучающихся.

Успех семинарского занятия зависит от высокого научного уровня и педагогического мастерства преподавателя, систематической подготовки студентов в часы самостоятельной работы, деятельности кафедры по совершенствованию методики проведения семинарских занятий. Комплекс мероприятий кафедры в организации, подготовке и проведении семинарских занятий по гражданскому процессу предусматривает:

разработку планов и методических рекомендаций к семинарским занятиям;

правильное использование бюджета времени студентов на подготовку к занятию;

определение объема источников и литературы, рекомендованных к изучению;

- обобщение положительного опыта проведения семинарского занятия.

Подготовка к проведению семинарского занятия включает несколько направлений:

разработка плана семинара, с определением главных вопросов, тематики рекомендуемых докладов, сообщений, рефератов;

подготовка студентов к семинарскому занятию путем организации и проведения консультаций в часы самостоятельной работы;

назначение докладчика (рефератчика) преподавателем и оказание практической помощи в подготовке доклада, реферата;

подготовка преподавателя к семинарскому занятию;

разработка плана-проспекта проведения семинарского занятия, в котором указывается: тема, учебные вопросы, цель, задачи, список рекомендованной литературы, методика проведения занятия.

Особую роль в плане-проспекте играет выработанный методический замысел занятия, в котором поминутно указываются действия преподавателя и студентов на занятии. Кроме то того, преподаватель обязан предусмотреть возможные варианты создания на семинарском занятия проблемной ситуации, организации дискуссии, связь обсуждаемых вопросов с юридической практикой. Ориентирование студентов на последующую работу по овладению учебной программой в целом и учебной дисциплиной в частности. Подведение итогов занятия (заключительное слово преподавателя) и пр.

Разработка методического пособия для студентов по теме семинарского занятия, в котором раскрывается последовательность рассмотрения учебных вопросов, указываются методические рекомендации по подготовке к тому или иному вопросу, обращается внимание на связь со своим опытом юридической деятельности. При этом следует иметь в виду, чтобы методические рекомендации (советы) не превращались в готовые ответы на вопрос семинарского занятия, это может снизить качество самостоятельной подготовки студентов и значительно понизить их творчество в овладении учебным материалом.

В ходе семинарских и практических занятий проводятся письменные работы (блиц-опросы) по одному из вопросов плана семинарского занятия. Такие контрольные работы позволяют выяснить, насколько серьезно студенты готовятся к семинарским занятиям. При этом, важно, чтобы были соблюдены и выполнены следующие требования: работы должны писаться содержательно, а не формально; работы должны анализироваться и разбираться в учебной группе преподавателем и доводиться до каждого студента.

В ходе работы студентов на семинаре обращать внимание на правильное использование ими законодательного материала, терминологии. В выступлениях необходимо стремиться к комплексному изложению материала, увязывая, где это требуется, гражданские процессуальные вопросы с положениями смежных отраслей права, которые изучены студентами. При проведении практических занятий упор следует делать на практическую работу студентов с законодательным материалом, на выполнение письменных работ по составлению процессуальных документов, решение практических задач и т.п.

Для студентов обязательно выполнение письменных работ, решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам) в соответствии с учебным планом вуза.

Для эффективности семинарских занятий по граж­данскому процессуальному праву требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его про­ведению с тем, чтобы пробудить интерес к научной дисципли­не у студентов.

Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов. Следует исходить из того положения, что многие из участни­ков семинара уже в той или иной форме встречались с элемен­тами гражданского процесса. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представ­ления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, граж­данских делах, причинах гражданско-правовых споров, о фор­мах защиты права и т.д.

Интересным методом работы на семинарском заня­тии является ознакомление студентов с конкретными граждан­скими делами.

Другим приемом, способствующим активизации студентов при проведении семинарских занятий, является использование и составление в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам, призвано разнообразить учебный процесс и ввести в него тренирующие, инновационные ориентации на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля за знаниями.

Он призван: активизировать творческих потенциал обучаемого; способствовать познанию собственных способностей обучаемого; предоставить обучаемому новые познания и навыки.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу слушателя, через формирование новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.

План проведения семинара с рассмотрение графической схемы выглядит следующим образом:

Опрос в начале занятия по теме семинара.

Представление и защита графической схемы одним из студентов.

Обсуждение предложенной схемы членами группы.

Выступление оппонента с оценкой схемы.

Вывод преподавателя.

Задание на составление схемы может, как даваться заранее, так и в оде семинарского занятия и при этом перед студентами ставится задача, как можно полнее отразить в схеме заданную тему, а также составить план её защиты перед членами группы.

Задача на подготовку и обсуждение предложенной схемы имеет своей целью - развить вкус к самостоятельному изучению и рассуждению на предложенную тему, сформировать интерес к самостоятельному творчеству. В процессе обсуждения у членов учебной группы развиваются внимание к предлагаемой теме для обсуждения, навыки анализа и оценки выступающего, а также умение участвовать в дискуссии.

Составление графических схем возможно, как по отдельным вопросам семинарского занятия, так и по теме в целом, например: «Доказательства в судебном разбирательства», «Лица в гражданском процессе», «Участие представителя в гражданском судопроизводстве» и т.п.

В ходе подготовки графической схемы и комментария к ней студент должен ознакомится с научной и учебной литературой по данному вопросу, и изучить нормативные документы. В процессе подготовки у студентов должно сложится цельное представление об изучаемом вопросе, так и о её части, которую он должен представить в виде схемы.

При подготовке к составлению графической схемы студент должен использовать следующие навыки: по поиску материала, его обобщению и выделению частного из общего.

Проведение семинара с использованием графической схемы можно представить в следующем виде:

Преподаватель - выступает, Студент -

экспертом оценивающим собирает информацию,

информацию и ведущим применяет свои навыки и

дискуссии. использует ранее полученные

знания в конкретной ситуации.

Использование данной методики дает возможность активизировать работу на семинаре, способствует познанию студентами своих творческих возможностей и предоставляет преподавателю дополнительный инструмент для контроля за их знаниями. Существенно возрастает значение преподавателя, который получает в этом случае «обратную связь» и может корректировать уровень и объем учебных заданий для различных по уровню подготовки слушателей. Преподаватель через работу со схемой дает слушателям инструмент для оценки, анализа и практического применения собственных знаний в области гражданского процессуального права.

С целью активизации студентов при подготовке к семинарским занятиям и выработки самостоятельных навыков работы предлагается использовать поисково-аналитические задания по гражданскому процессуальному праву.

Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала.

Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний – «удовлетворительно». Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекции.

Знания оцениваемые «хорошо», предполагают владение основными понятиями и определениями гражданского процессуального права, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми, как из судебной практики так и из учебной литературы, что обуславливает самостоятельный поиск и изучение её студентами, особенно источников, которые специально называются преподавателем.

Знания, оцениваемые на «отлично», предполагают не только владение основными понятиями и определениями курса, а так же и умения проиллюстрировать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных актов.

Студенты должны уметь:

Применять теоретические положения в практике;

Приобрести навыки составления процессуальных документов по гражданским делам;

Иметь четкое представление о роли, правах, обязанностях в конкретной деятельности различных субъектов процесса, о предъявляемых к ним требованиях как правовых, так и нравственных;

Студент, изучивший курс «Гражданский процесс», должен уметь выполнять любую работу, связанную с рассмотрением и разрешением гражданских дел на основе применения норм гражданского, семейного, трудового, колхозного, административного и других отраслей права, строжайше соблюдать законность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: