Методические указания для студентов

При изучении гражданского процессуального права самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам гражданского процесса, действующего законодательства и практики его применения.

По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.

Подготовка рефератов предполагает работу с материалом, который не был предметом рассмотрения на лекции. При этом пристального внимания заслуживают материалы судебной практики, опыт зарубежных стран, исторические аспекты изучаемой темы.

В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.

На протяжении первого семестра изучения дисциплины студенты осваивают Общую часть гражданского процесса, изучение которой заканчивается зачетом без оценки. Во втором семестре изучается Особенная часть гражданского процессуального права, и по всему курсу студенты сдают экзамен.

Завершающей формой контроля по курсу является комплексный выпускной экзамен по гражданскому праву и гражданскому процессуальному праву, а также выполнение студентами выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.

Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.

В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:

- работайте ежедневно в одно и то же время;

- принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;

- не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;

- трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;

- стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;

- работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;

- уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;

- усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;

- перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.

Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.

Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно­-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)

Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос (тестирование) по конкретным темам.

Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.

Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:

Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.

Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.

Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.

Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.

Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.

После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – тестовым заданиям, а также решить задачи по теме по сборнику задач, указанному в настоящем пособии и имеющемся в библиотеке института.

Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.

Перед сдачей зачета и экзамена студентам читается обзорная лекция, на которой можно получить консультации по интересующим вопросам, преподаватель излагает наиболее сложные вопросы из изученных тем, в том числе с учетом возможных изменений гражданского процессуального законодательства и состоявшихся решений высших судебных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: