II. Простейшие конструкции языка

1. Числа могут быть целого или вещественного (действительного) типа.

Числа целого типа -4, -100, 1987, -1001 (знак + в записи чисел опускается).

Числа вещественного типа имеют две формы записи:

1) с фиксированной точкой -12.3879, 735.4;

2) с плавающей точкой или с порядком, например:

запись на языке Turbo Pascal обычная математическая запись

2.65Е 6 или 2650000

-2.5Е- 5 или -0,000025

-1.8Е 5 или -180000

2. Идентификаторы - имена объектов в программе, таких как переменные, программы, функции, константы, типы, модули и т. д.

Идентификаторы образуются из букв и цифр (к буквам здесь относится и знак подчеркивания). Первый символ – обязательно буква. Запоминаются первые 63 символа в идентификаторе.

Примеры идентификаторов: Х1, SUMMA_ZARPLAT, ALFA, F_I_O, А123.

{! В записи идентификаторов регистр буквы (строчная или прописная) не играет роли}.

Буквы А и а воспринимаются одинаково, хотя у них разные коды, поэтому MATR, matr, Matr – одно и тоже имя.

Помимо имен, назначаемых пользователем, в языке Turbo Pascal имеются стандартные имена, использующиеся для записи:

стандартных констант – TRUE, FALSE, MAXINT;

стандартных типов – INTEGER, REAL, BYTE, RECORD, WORD, LONGINT, SHORTINT, CHAR, BOOLEAN, FILE, и т.д.;

стандартных функций – ABS, EXP, LN, SQRT, ARCTAN, TRUNC, ROUND, и т.д.;

стандартных процедур – READ, READLN, WRITE, WRITELN, CLRSCR, и т.д.

{! Стандартные имена, как и зарезервированные слова, не рекомендуется использовать в качестве идентификаторов}

3. Константы представляют собой значения, которые не изменяются в программе. Константы могут быть целые, вещественные, символьные или задаваться в виде строк, а также логические. Примеры записи констант в разделе объявления констант:

const ch=324; bukva = ’k’;

l = false; gorod = ’Москва’;

4. Метки помечают операторы в соответствующей операторной части программы. Каждая метка может помечать только один оператор, например: AL:K:=K+1;

Кроме идентификаторов, в качестве меток могут использоваться числа от 0 до 9999. Все метки объявляются в разделе объявления меток, например: LABEL M1, V2, 123, AL;

5. Типы. Под типом данных понимается множество допустимых значений этих данных. Среди типов, используемых в языке, есть стандартные (предопределенные) и определяемые программистом.

Можно выделить следующие группы типов: простые и составные. Простой тип определяет упорядоченное множество значений параметра. В Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов (табл.2).

Таблица 2. Простые типы данных

Наименование типа Область значений
  Целые: byte word shortint integer longint 0.. 255 0.. 65535 -128.. 127 -32768.. 32767 - 2147483648.. 2147483647
  Логический: boolean False, true
  Символьный: char Множество символов кода ASCII(все символы клавиатуры)
  Перечисляемый тип type имя типа = (имя1, имя2, … имяN) Набор идентификаторов, с которыми могут совпадать значения параметров
  Тип-диапазон type имя типа = <min>.. <max>; Задается указанием минимального и максимального значения, разделенных двумя точками.
  Вещественный: real

Из множества целых типов чаще всего используется тип integer.

Все простые типы, за исключением вещественных, называются порядковыми типами. С любыми порядковыми типами могут быть использованы стандартные функции:

ord(x) – возвращает номер символа х в наборе символов;

pred(x) – возвращает предшествующее х значение;

sucс(x) – возвращает последующее за х значение.

К составным типам относятся: массив - array, файл - file, запись - record, строка - string,множество - set и др.

6. Переменные. Переменными называются поименованные объекты программы, значения которых могут изменяться в процессе вычисления. Для того, чтобы полностью описать переменную, необходимо указать четыре характеристики:

Имя (идентификатор) Например: summa
Тип переменной   real
Значение   -377.634
Адрес   $1000:$2A34

Все переменные программы должны быть объявлены в разделе объявления переменных, начинающемся словом var.

Например: var a, b, c: real;

i, j, k: integer;

bukva, f: char;

massiv: array[1..10] of real;

s: string[20];

{! Если в тексте программы встретится идентификатор переменной, не объявленной в разделе объявления переменных, то появляется сообщение об ошибке: ERROR 3: Unknown identifier }


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: