Современная налог система и принципы ее построеия

развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики. Действующая в

Республике Беларусь

налоговая система в целом сформировалась в самом начале

трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса. свертывания производства на крупных предприятиях. которые традиционно обеспечивали основные бъемы

поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована прежде всего на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и егулирование акроэкономического равновесия путем держивания бюджетного дефиц а.Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме юджетной кономии, в свою очередь, сделала остаточно ривлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Как следствие, налоговое аконодательство арактеризовалось фискальной естабильностью.

-финанс.санкции

18. Налоговое законодательство Республики Беларусь

Основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь:

1. Общая часть (принята 19 декабря 2002 года);

2. Особенная часть (принята 29 декабря 2009 года).

Общая часть кодекса:

1. устанавливает:

o систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь;

o основные принципы налогообложения в Республике Беларусь;

2. регулирует:

o властные отношения по:

§ установлению;

§ введению;

§ изменению;

§ прекращению действия:

§ налогов;

§ сборов (пошлин);

o отношения, возникающие в процессе:

§ исполнения налогового обязательства;

§ осуществления налогового контроля;

§ обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

3. устанавливает права и обязанности:

o плательщиков;

o налоговых органов;

o других участников отношений.

Особенная часть кодекса устанавливает по каждому конкретному виду налога и сбора:

1. объекты обложения;

2. порядок уплаты;

3. ставки;

4. льготы.

Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на прибыль;

4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. экологический налог;

7. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

8. земельный налог;

9. дорожные налоги и сборы;

10. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

11. таможенные пошлины и таможенные сборы;

12. гербовый сбор;

13. оффшорный сбор;

14. консульский сбор;

15. государственная пошлина;

16. регистрационные и лицензионные сборы;

17. патентные пошлины.

18. Статья 8. Права государственной налоговой инспекции Республики Беларусь и ее должностных лиц

19.Права и обяз налог инспекций

19. Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь и ее должностным лицам предоставляется право:

20. 11) взыскивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, создаваемые Верховным Советом Республики Беларусь, недоимки по налогам, финансовые санкции, которые в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством применяются к нарушителям законодательства о налогах и предпринимательстве, а также экономические санкции, применяемые к правонарушителям другими государственными контролирующими органами, не наделенными правом бесспорного их взыскания, с предприятий - в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном порядке; в таком же порядке обращать взыскание платежей на имущество граждан и на имущество предприятий в виде финансовых активов предприятий независимо от места его расположения; обращать взыскание на иное имущество предприятий в судебном порядке.

21. Государство гарантирует социальную защиту работников государственной налоговой инспекции.

22. Работники государственной налоговой инспекции подлежат обязательному личному страхованию на случай смерти, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия страхования определяются Советом Министров Республики Беларусь.

23. В случае смерти работника государственной налоговой инспекции при исполнении служебных обязанностей либо смерти, наступившей в результате ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года после увольнения из налоговых органов, страховая сумма выплачивается семье погибшего (умершего) или лицам, находившимся на его иждивении, в размере 250 базовых величин за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

24. При установлении работникам государственной налоговой инспекции инвалидности, связанной с исполнением ими служебных обязанностей или наступившей в результате ранения (контузии), увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, выплачиваются страховые суммы в размерах:

25. инвалиду I группы - 100 базовых величин;

26. инвалиду II группы - 75 базовых величин;

27. инвалиду III группы - 50 базовых величин.

28. При получении работником государственной налоговой инспекции при исполнении служебных обязанностей тяжелого ранения, не повлекшего инвалидности, ему выплачивается страховая сумма в размере 10 базовых величин, легкого ранения - 5 базовых величин.

29. Ущерб, причиненный имуществу работника государственной налоговой инспекции в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

30. В распоряжение государственной налоговой инспекции в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, отчисляется часть сумм, взысканных налоговыми органами в бюджет по результатам проверок предприятий и граждан, которые направляются на финансирование информатизации, компьютеризации налоговых органов, развитие их социальной инфраструктуры, материально-технической базы и на мероприятия по социальной защите и материальному поощрению их работников.

20. Налогоплательщики, их права и обязанности.

Субъект – непоср. плательщик налогов и сборов, а также иные обязанные лица, деят. кот. связана с процессом налогообл. (нал. агенты, законные представит. налогоплат.).

Плательщики налогов -организации и ФЛ на кот. возложены обязанности уплачивать налоги и сборы.

Под организациями понимаются ЮЛ РБ, иностранные ЮЛ, междун. организ., простые товарищества, участники договора о совместной деят.

Под ФЛ понимаются – граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налоговыми резидентами РБ являются ФЛ, кот. фактически находились на терр. РБ в календарном году более 183 дней.

Налоговым агентом является лицо, на которое налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в государственный бюджет налогов, сборов, пошлин. Представитель налогоплательщика – это ФЛ или Юл, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.

Каждый налогоплательщик имеет право:

А) получать от налог. органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о порядке и условиях уплаты налогов и о своих правах и обязанностях;

Б) получ. от нал. органов письменные разъяснения по вопросам примен. актов налог. законодат.

В) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через представителя; использовать нал. льготы;

Г) право на зачет или возврат излишне уплач. или взысканных сумм налогов;

Д) обжаловать решение нал. органов;

Е) присутствовать при провед. проверки, давать объяснения по вопросам;

Ж) получ. акт проверки, требовать соблюд. нал. тайны; право на возмещ. убытков, причин. незакон. решением нал. органов.

Налогоплательщик обязан:

- уплач. устан. налоги и сборы

- стать на учет в нал. органах

- вести учет доходов и расходов

- предост. в нал. орган нал. декларации

- вести учет ДЗ и предост. перечень дебеторов с указанием суммы ДЗ

- подписать акт или справку проверки (обжал. 15 дн)

- сообщить в нал. орган по мету постановки на учет об открытии/закрытии бел организ.; об участии в бел. или иностр. организ.; о прин. решения о ликвид./реорг. п/п; об измен. местонахожд.

- предост. докум., подтв. право на налоговые льготы

- удерж. и перечислять в бюджет соотв. налоги и сборы и выполнять др. обязан.

Обязанности налогоплательщика по уплате налогов прекращаются:

А) после уплаты налога;

Б) в случае отмены налога при отсутствии задолженности по уплате;

В) при ликвидации предприятия или смерти ФЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: