Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в развитии стресса

Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние,обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация — это психическое состояние человека. Вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. Этим термином обозначают и психические и фрустрирующие ситуации, но всегда имеется ввиду рассогласование между поведенческим процессом и результатом. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации связаны с широким диапазоном потребностей. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-то. Наиболее значимые: биологические, социальные, идеальные (по П. В. Симонову). Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает сильное психическое напряжение. В случае рассогласованности потребностей, когда человек пытается решить две и более взаимоисключающие задачи, психичесое напряжение достигает «пика». В результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватного поведения, т. е. Фрустрация. Это состояние возникает в результате интрапсихичесого конфликта (конфликта мотивов). Именно с интрапсихическим конфликтом непосредственно связан эмоциональный стресс. В развитии стресса огромную роль играют когнитивные элементы. А несоответствие между ними влечет за собой возрастание напряженности. Что приводит к интеграции поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: