Экономическая сущность подоходного налога

Введение

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

Так лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно просто знать законы страны, в которой живешь, какими бы странными и несправедливыми они порой не казались.

Таким образом, можно сформулировать основную цель данной работы и определить задачи. Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть и попытаться проанализировать нововведения в налоге на доходы физических лиц с 2001 года. Для выполнения этой цели можно поставить следующие задачи: рассмотреть истоки и причины появления подоходного налога, дать краткую историческую справку. Остановиться на изменениях подоходного налога в 90-е годы. Вторую главу посвятить непосредственно анализу главы 23 Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц», то есть провести сравнительный анализ действовавшей методики определения подоходного налога и методики с 2001 года, здесь же рассмотреть недостатки и достоинства исчисления налога с 2001 года, дать экономическое обоснование нововведениям, в частности ставки налога с 2001 года; в третьей главе рассмотреть некоторые альтернативы налоговому кодексу в части налога на доходы физических лиц, указать причины того, что был принят именно правительственный проект налогового кодекса.

Экономическая сущность подоходного налога

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.

Для более полной его характеристики рассмотрим особенности взимания подоходного налога в настоящее время. Начиная с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся и дополнялся 2-3 раза в год, то не имеет смысла рассматривать все эти изменения. Остановимся только на последних трех годах, то есть 1998-2000гг. с целью проследить динамику изменения подоходного налога.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывается момент возникновения прав и обязательств, когда доходом признаются все суммы, право на получение которых возникает у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с использованием кассового метода, при котором учитывается момент получения средств и производство выплат. В 1998г. исчисление подоходного налога предполагало шкалу из 6 ступеней.

При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по минимальной ставке 12%. Введен новый достаточно щадящий промежуточный процент налогового изъятия в интервале от 20 тыс. до 40 тыс.руб. Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы. Они имею одну цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов на налогоплательщика и иждивенцев: при доходе до 5000 руб. вычету подлежали 2 МРОТ (до 1998г - 1 МРОТ); при доходе от 5000 до 20 000 руб. - 1 МРОТ; при доходе более 20 000 руб. вычетов не производилось.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона.

В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок подоходного налога. Но 31.03.1999г. было принято очередное изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога.

Таким образом, в 1999г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога - федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Так, 16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный бюджет, а 84% - в региональный бюджет.

В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ (независимо от размера выплаты);

- суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о расширении вычетов и увеличении их размеров. Однако эти изменения затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: