Порядок исчисления

За время действия закона о плате за землю ставки земельного налога практически каждый год подвергались индексации. Согласно ст.7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога за сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

Основанием для установления и взимания налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Для того чтобы осуществить регистрацию прав на земельные участки юридические лица и граждане должны представить соответствующие документы, необходимые для государственной регистрации прав, и документы об оплате регистрации. Далее органами юстиции осуществляется правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и проверяется законность соответствующих сделок. На правоустанавливающих документах производятся соответствующие надписи, и выдается удостоверение о государственной регистрации прав. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Кроме того, налогоплательщик может применять следующие документы:

- свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в ред. от 25.01.1999);

- государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В настоящее время указанные выше нормативные документы отменены, но в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Рассмотрим на примере, какие размеры земельного налога с 1 га сельскохозяйственных угодий должны применяться по субъектам Российской Федерации в 2004 г.

Согласно постановлениям Правительства РФ, федеральным законам о ставках земельного налога и федеральным законам о бюджете к ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения (в том числе сельскохозяйственных угодий) применялись коэффициенты индексации:

1995 год - 1,5;

1996 год – 1,5

1997 год – 2,0

2000 год – 1,2

2002 год - 2,0

2003 год – 1,8

В 2004 г. ставки налога за земли сельскохозяйственных угодий, согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ, не индексируются.

Рассчитаем налоговую ставку по землям сельскохозяйственных угодий для Республики Адыгея в 2004 г. следующим образом:

Ставка 2004 г. = ((3690 (1994 г.) х 1,5 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)): 1000) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) = 71,73 руб/га.

В Приложении N 1 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" указаны средние размеры земельного налога с 1 га пашни для 1994 г. по субъектам Российской Федерации. Применим алгоритм расчета и определим средние размеры земельного налога с 1 га пашни по субъектам РФ в 2004 г.:

СубъектыРоссийской Федерации Земельный налог с 1 га пашни (руб. коп.) СубъектыРоссийской Федерации Земельный налог с 1 га пашни (руб. коп.)
Республика Адыгея 71,73 Камчатская область 14,00
Республика Алтай 14,39 Кемеровская область 29,06
Республика Башкортостан 33,53 Кировская область 25,17
Республика Бурятия 20,51 Костромская область 21,87
Республика Дагестан 39,66 Курганская область 24,59
Ингушская Республика 45,78 Курская область 45,10
Кабардино-Балкарская Республика 75,43 Ленинградская область 44,91
Республика Калмыкия 22,84 Липецкая область 37,62
Карачаево-Черкесская Республика 38,69 Магаданская область 12,93
Республика Карелия 31,10 Московская область 49,57
Республика Коми 23,62 Мурманская область 10,69
Республика Марий Эл 34,99 Нижегородская область 31,69
Республика Мордовия 28,48 Новгородская область 17,98
Республика Саха 15,07 Новосибирская 24,40
Республика Северная Осетия 80,09 Омская область 25,27
Республика Татарстан 34,80 Оренбургская область 20,02
Республика Тыва 14,48 Орловская область 35,96
Удмуртская Республика 25,17 Пензенская область 24,79
Республика Хакасия 18,27 Пермская область 22,74
Чеченская Республика 45,78 Псковская область 18,57
Чувашская Республика 43,55 Ростовская область 45,68
Алтайский край 22,26 Рязанская область 29,65
Краснодарский край 96,23 Самарская область 27,90
Красноярский край 30,72 Саратовская область 20,41
Приморский край 27,90 Сахалинская область 26,44
Ставропольский край 55,89 Свердловская область 30,33
Хабаровский край 21,87 Смоленская область 24,40
Амурская область 17,30 Тамбовская область 35,38
Архангельская область 21,19 Тверская область 25,17
Астраханская область 22,26 Томская область 27,70
Белгородская область 50,84 Тульская область 39,75
Брянская область 28,09 Тюменская область 31,01
Владимирская область 31,01 Ульяновская область 33,34
Волгоградская область 23,43 Челябинская область 23,43
Вологодская область 26,24 Читинская область 17,69
Воронежская область 38,20 Ярославская область 23,62
Ивановская область 27,51 Еврейская авт. область 17,30
Иркутская область 29,45 Агинский Бурятский авт. округ 17,69
Калининградская область 45,00 Коми-Пермяцкий авт. округ 22,74
Калужская область 25,56 Усть-Ордынский Бурятский авт. округ 29,45

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать и утверждать:

- ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий;

- минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Ставка земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения, кроме сельхозугодий и земель несельскохозяйственного назначения применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в Приложении № 2 к Закону «О плате за землю. Данное приложение состоит из трех таблиц:

Первая таблица определяет средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, где расположен населенный пункт

Вторая таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах;

Третья таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала.

Рассчитаем средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в Приложении N 2 (табл. 1) к Закону РФ "О плате за землю" на 2004 год.

Алгоритм расчета приведем на примере населенного пункта Северного экономического района с численностью до 0,5 тыс. чел. В 1994 году средняя ставка земельного налога в этом регионе составила 0,5 руб/кв.м.

Налоговая ставка на 2004 год по землям городов и поселков определяется в следующем порядке:

Ставка 2004 год = ((0,5. х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)): 1000) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)=1,43 руб/кв.м.

В Таблице 1 Приложения 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" по экономическим районам Российской Федерации средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах на 2004 год составят (руб/кв. м):

Экономические районы Численность населения (тыс. человек)
до 20 20 - 50 50 - 100 100 - 250 250 - 500 500 - 1000 1000 - 3000 свыше 3000
Северный 1,43 3,14 3,42 3,99 4,28 - - -
Северо-Западный 2,56 3,99 4,57 4,85 5,41 - - 9,98
Центральный 2,85 4,28 4,85 5,14 5,70 6,56 - 12,83
Волго-Вятский 2,28 3,71 4,28 4,57 5,14 - 6,84 -
Центрально- Черноземный 2,56 3,99 4,57 4,85 5,41 6,27 - -
Поволжский 2,56 3,99 4,57 4,85 5,41 6,27 7,13 -
Северо-Кавказский 2,28 3,71 4,28 4,57 5,14 5,98 6,84 -
Уральский 1,99 3,42 3,99 4,28 4,85 5,70 6,56 -
Западно-Сибирский 1,72 3,42 3,71 4,28 4,57 5,41 5,98 -
Восточно- Сибирский 1,43 3,14 3,42 3,99 4,28 5,14 - -
Дальневосточный 1,72 3,42 3,71 4,28 4,57 5,41 - -

Приведем еще одну таблицу, в которой укажем, к каким экономическим районам относятся субъекты РФ.

Экономический район Субъект Российской Федерации
Северный Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми
Северо-Западный Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область
Центральный Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская область, Калужская область, Костромская область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, Ярославская область
Волго-Вятский Нижегородская область, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика
Центрально-Черноземный Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область
Поволжский Астраханская область, Волгоградская область, Самарская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия, Республика Татарстан
Северо-Кавказский Краснодарский край, Республика Адыгея, ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия
Уральский Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Коми-Пермяцкий автономный округ
Западно-Сибирский Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Восточно-Сибирский Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Республика Тыва
Дальневосточный Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Камчатская область, Корякский автономный округ, Магаданский округ, Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Калининградская область

Ставки налога за землю, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, составляют 3 процента от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 копейки за квадратный метр (28,8 коп./ кв. м (2002 год) х 1,8 х 1,1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: