Формы организации центральных банков

С точки зрения соб­ственности на капитал центральные банки бывают:

- государст­венные, капитал которых принадлежит государству (Великобрита­ния, ФРГ, Франция, Канада, Россия);

- акционерные (США, Ита­лия);

- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).

Некото­рые центральные банки были сразу образованы в качестве го­сударственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобрита­нии, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капи­тал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересова­но в надежности центрального банка в силу особой роли по­следнего в кредитной системе страны, в проведении ее эконо­мической политики.

Но правительство не может безгранично влиять на по­литику ЦБ. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущест­во обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных стра­нах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швей­царии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство.

Независимость центрального банка от правительства - необходимое условие эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и ва­лютной стабильности, которая нередко вступает в противоре­чие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важ­но в плане ограничения возможностей правительства использо­вать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного Дефицита. В 80—90-е гг. тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

В то же время независимость центрального банка имеет от­носительный характер:

- экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане полити­ка центрального банка прямо определяется приоритетами мак­роэкономического курса правительства. В конечном счете лю­бой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

В Российской Федерации сохраняется жесткий государственный статус Центрального банка, позволяющий федеральной администра­ции беспрепятственно пользоваться ресурсами эмиссионного фонда.

Статус государственности характерен для всей истории Нейтрального банка России, с момента его создания (1860г.) до сегодняшнего дня. Это является одной из основных причин низкого уровня предпринимательства и рыночных отношений в хозяйств в нашей страны.

Монополизация государственного управления Центральным банком усилилась в период политизации экономики в 1917—1991 гг. Милитаризация экономики серьезно осложнила переход народного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного развития, так как по­требовала разрушения старых и создания новых хозяйственных струк­тур для удовлетворения первоочередных потребностей общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: