Центрального банка

Современная банковская система

Важнейшую роль в денежном обращении играют банки.

Современный банк – это финансовый институт, выполняющий многообразные финансовые услуги в отношении любого экономического субъекта: регулирование денежной массы, страхование, привлечение вкладов, кредитование, трастовые услуги, инвестиционные банковские услуги, лизинговые операции, андеррайтинг, секьюритизация, консультационные услуги и др.


Например, в США насчитывается до 155 видов банковских услуг, а в Японии - 174. Коммерческий банк, который предоставляет клиентам более разнообразные услуги высокого качества, обычно имеет преимущества перед банками с ограниченным набором услуг.

Во многих странах мира существует в основном двухуровневая банковская система: верхний уровень - Центральный банк, нижний - коммерческие банки. Рассмотрим ее более подробно.

Взаимоотношения Центрального банка и правительства

Центральный банк выполняет следующие функции:

- эмиссия (выпуск) банкнот;

-хранение государственных золото - валютных резервов;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- проведение расчетов;

- контроль за деятельностью банковских учреждений.

Центральные банки развитых стран являются, как правило, относительно независимыми от правительства. Дело в том, что Центральный банк по своему назначению должен поддерживать стабильность денежной системы в целом. Если же он будет подвержен политическому давлению (особенно, перед выборами), то его деятельность может обернуться катастрофическими последствиями для всей экономики.

По многочисленным исследованиям западных экономистов, в среднем уровень инфляции значительно ниже именно в тех странах, которые имеют более независимые от правительства центральные банки (к ним относятся, например, США, Германия, Нидерланды).

В большинстве же европейских стран, а также в Японии, центральные банки достаточно сильно связаны с исполнительной властью.

Однако какова бы ни была степень независимости Центрального банка, его деятельность во всех странах согласуется с общей экономической политикой правительства посредством целой системы консультаций, рекомендаций, принятия совместных заявлений и решений.

Вместе с тем следует заметить, что во многих странах центральные банки отошли от практики прямого кредитования правительства (США, Япония, Великобритания, Швеция). На этот путь сегодня встала и Россия.

Центральный банк и коммерческие банки

Центральный банк во многих странах достаточно жестко регулирует деятельность коммерческих банков: лицензирует банковскую деятельность, ограничивает размеры кредитов, определяет минимальный уровень уставного капитала и т.д. Это прослеживается и в России. Главными задачами такого надзора и контроля над банками являются поддержка надежности и стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Процесс глобализации, интернационализация банковского дела ведут с одной стороны к либерализации и дерегулированию банковской деятельности, а с другой – к унификации надзора. Созданный в 1975 г. Базельский комитет банковского надзора разработал ²Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью², которые были одобрены многими странами, включая Россию.

Опираясь на этот документ, Банк России подготовил Инструкцию от 16.11.2004г. №110-21 ²Об обязательных нормативах банков². В соответствии с ней устанавливается целый ряд обязательных нормативов, которые банки обязаны соблюдать, причем ежедневно. Например, минимально допустимое числовое значение норматива достаточности собственного капитала банка (отношение капитала к активам, взвешенных с учетом риска) составляет для банков с размером собственного капитала не менее 5 млн. евро – 10%, а менее 5 млн. евро – 11%.

С 2007г. минимальный уровень норматива достаточности предполагается установить в размере 10% независимо от вида кредитных организаций и величины собственного капитала. Невыполнение этого норматива будет рассматриваться как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка

К основным методам денежно-кредитного регулирования относятся: изменение учетной ставки (ставки рефинансирования в РФ), операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов. Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя, то удорожая кредит, то удешевляя его. Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения (рис. 14-1).

Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка.


Рис.14-1. Денежно-кредитная политика

Источник: Нуреев Р. М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М.:АО «Финанстатинформ», 1995.- С.52.

Центральный банк определяет учетную ставку (ставку рефинансирования) и объемы кредитования под залог векселей или других ценных бумаг, как правило, облигаций.

Повышая учетную ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

В последние годы кредитование под залог векселей и по официальной учетной ставке повсеместно сокращается. Учетная ставка больше служит публичным индикатором, некой цифрой для налоговых расчетов, ориентиром определения ставок по вкладам и кредитам коммерческих банков.

Другой метод денежно-кредитной политики Центрального банка - операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственных ценных бумаг, он широко применяется в развитых странах.

Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

В России эти операции также получили развитие. В качестве государственных ценных бумаг выступают государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации Федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), облигации государственных сберегательных займов и т.п. В середине 1990-х гг. определились основные тенденции в развитии операций на открытом рынке: рост объемов и разнообразие таких операций, переход от простой покупки к арбитражным операциям (переброска средств из облигаций одних выпусков в облигации других выпусков), развитие операций типа РЕПО (договор с обратным выкупом).

Третий инструмент Центрального банка – изменение нормы обязательных резервов (резервной нормы). Норма обязательных резервов – это процентная доля резервов в общей сумме вкладов, которые обязаны держать банки и сберегательные учреждения в Центральном банке. Эти резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. В обратной зависимости от нормы обязательных резервов находится денежный мультипликатор - это числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокра-


щения вкладов в денежно-кредитную систему на одну денежную единицу.

Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию - предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.

Покажем на примере, как отражается на коммерческих банках политика обязательных резервов. Предположим, предприятие решило в ноябре 2005 г. положить в банк на депозит 10 млн. руб. на 30 дней под 4,8% годовых. Ставка резервирования по всем депозитам и вкладам (рублевым и валютным) единая, не зависит от срока и составляет в данное время 3,5%. В фонд обязательных резервов уйдет, следовательно, 0,35 млн. руб. и для размещения останется 9,65 млн. руб. Предприятие через месяц получит процентный доход в размере 39452 рубля. Чтобы выплатить такую сумму банк должен разместить оставшиеся в его распоряжении средства по ставке не ниже 4,98%.

Таким образом, чем больше норма резервирования, тем дороже кредит, и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: