Тема 5. Социальные институты

Социальный институт — это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечи­вающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)

Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Виды

Прогрессив­ные

Регрессивные (реакционные)

Кратко­временные

Долговре­менные

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типоло­гий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной ти­пологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах от­сутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управле­ния и несколько социальных слоев населения, расположен­ных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, комму­нистическое общество (в качестве критерия в данной типоло­гии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве кри­терия в данной типологии выступает уровень развития);

Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль-ное) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, контролируемое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: