Засада на железной дороге организуется аналогично засаде на автомобильной дороге с учетом некоторых особенностей
При организации засады на железнодорожный поезд прежде всего нужно организовать его крушение или остановить и исключить возможность движения назад, заблокировав пути позади недалеко от намеченного места нападения. См. Диверсия на железной дороге.
Действия после остановки или крушения поезда готовятся аналогично пункту Общие правила организации и проведения партизанских боевых операций.
Проводится разведка. Определяют наиболее выгодное место для засады, удобные подступы к нему. Изучают движение и охрану на выбранном участке пути: в какие часы и какие именно проходят железнодорожные составы, когда выходят осмотрщики пути и патрули, освещают ли они ночью полотно дороги и прилегающую местность ракетами, сопровождают ли поезда бронедрезины. Где расположены ближайшие вражеские гарнизоны, которые могут подбросить подкрепления к месту крушения.
|
|
Количество и состав подгрупп, их вооружение, задачи определяются условиями проведения и сложностью операции.
При нападении на железнодорожный состав назначаются: район нападения, пункты встречи и связи, запасный район, основное и запасное место подрыва железнодорожного полотна (рисунок 39).
Рисунок 39. План нападения на железнодорожный состав.
Район нападения может включать основное место подрыва и временную выжидательную позицию партизанского подразделения. На временной выжидательной позиции оборудуются огневые позиции (снайперов, пулеметчиков и минометных расчетов), позиции для боевой (ударной) группы и транспортного отделения.
Запасное место подрыва назначается, как правило, на удалении нескольких километров от основного, туда может направляться пять — семь подрывников.
Пункт встречи назначается в нескольких километрах от района нападения и доводится до всего личного состава. Выход на пункт встречи осуществляется партизанами в составе групп или самостоятельно. С пункта встречи партизанский отряд (подразделение) в полном составе возвращается на базу.
Пункт связи назначается в нескольких километрах от пункта встречи и доводится до всего личного состава. Он назначается для групп или партизан, которые в зависимости от обстановки не смогли в назначенное время прибыть на пункт встречи. На пункте связи в условном месте закладывается инструкция о порядке дальнейших действий личного состава.
Запасный район выбирается в 8―10 км от района нападения, он предназначен для укрытия групп (партизан) в случае их преследования противником. На сильнопересеченной местности запасный район может назначаться ближе.
|
|
Наиболее выгодно устраивать крушение поезда в глубокой выемке, при движении состава под уклон. Сошедший с пути паровоз упрется в крутость выемки, а вагоны будут наседать друг на друга, создавая большую пробку. Подвижной состав гибнет и движение поездов по этой линии будет прервано, пока врагу не удастся растащить сгрудившиеся обломки дерева и металла. Крушение состава с цистернами горючего обычно сопровождается еще и пожаром.
В глубокой выемке выгодно также производить и огневое нападение. Охрана не сможет быстро разбежаться в стороны. Их легко уничтожить огнем автоматов и пулеметов с верха откосов выемки. Также удобно вести отсюда обстрел вдоль всего эшелона.
Засады можно устраивать и на высоких насыпях, на закруглениях, чтобы больше вагонов свалилось под откос.
Место для нападения выбирают подальше от железнодорожных станций и узлов, где располагаются вражеские гарнизоны и могут быть бронепоезда и бронедрезины. Перед крушением надо перерезать линии связи с ближайшими станциями, чтобы затруднить быстрый вызов помощи.
В нескольких сотнях метров в обе стороны от места намеченного нападения на поезд располагаются группы прикрытия. Они должны быть готовы отразить огнем попытку подкреплений противника прорваться для действий против основных сил засады.
Каждый партизан должен также знать свою задачу в операции: снять вражеского часового, разобрать или подорвать рельсы, охранять своим огнем других товарищей и т.п.
При нападении на эшелон с живой силой партизаны обычно располагаются в засаде так, чтобы можно было быстро окружить врага. Главные силы партизан должны быть ближе к середине и к хвосту эшелона, так как головные вагоны разрушаются при крушении больше всего.
Отряду целесообразно разделиться на две части, из которых одна часть партизан с пулеметами и автоматами располагается против хвоста эшелона, по обе стороны для стрельбы вдоль него, чтобы не дать неприятелю возможности пользоваться им как закрытием. Так удобнее вести стрельбу вдоль вагонов и поражать выбегающих на них врагов. Огонь партизан вдоль поезда должен открываться и прекращаться по команде или условному сигналу командира группы. Иначе можно поразить своих товарищей, которые атакуют вражеский эшелон. Другая же, более сильная, занимает для ведения боя подходящую позицию в стороне от железной дороги.
Располагаясь в засаде, должно соблюдать все требования маскировки. Сигналом к нападению партизан на эшелон является подрыв рельсов и крушение состава. После чего следует поражение всем имеющимся оружием и гранатами.
Трофеи (оружие, боеприпасы, продовольствие, одежду и медикаменты), которые невозможно увезти с собой, раздаются местному населению или уничтожаются.