Основные методические подходы к психологическому консультированию

Направление, его представители Методические приемы, используемые в консультировании Основнойметод и задача Цель— результат
Глубинная пси­хология (З.Фрейд, А.Ад­лер, К. Юнг, Э.Берн) Анализ символов повседневности (направленная ассо­циация клиента на заданное слово). Фрейдовские ошиб­ки, описки, обмолвки, раскрывающие подсознательные переживания клиента Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна Анализ сопротивления клиента как проявление механиз­ма вытеснения чего-либо Анализ'содержания переноса клиента и контрперсноса Метод свободных ассоциаций Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсозна­нием Интерпретация свободных мыс­лей и действий клиента втер­минах психо­анализа
Бихевиоризм (Д.Уотсон, Б.Скиннср, А. Бандура) Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально желательного поведения Тренировка релаксации (уменьшение тревожности и страха) Поощрение желаемого поведения Анализ дневниковых записей клиента Составление программ профилактики рецидивов поведения Метод оперативного научения Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблю­даемые действия Изменение по­ведения клиента
Гуманистиче­ская психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В.Франкл) Открытые и закрытые вопросы Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога Восприятие «здесь и теперь» Пустое кресло Беседа с частью «Я» Диалог верхней и нижней собаки Фиксированное ощущение Парадоксальные намерения Перемена отношения Убеждение и призыв Метод эмпатического слушания Метод фокусировки Метод перифразы Метод эмоциональной поддержки Метод безусловного принятия и безоценоч­ного отношения Повышение от­ветственности человека за свои поступки, само­актуализация личности

хологического консультирования направлена на понимание и ана­лиз клиентом собственны> чувств и поведения; подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складыва­ются, использование его чувств и переживаний как основы вос­становления доверительных отношений; планирование и осуще­ствление каких-то конкретных поведенческих шагов, направлен­ных на изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психоте­рапии: умение сопереживать, поддерживать, анализировать чув­ства клиента по отношение к близким людям; способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структу­рировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.

Позиция психолога по отношению к клиенту не является чем-то застывшим. Хороший профессионал — это во многом актер, ко­торый умеет в случае необходимости менять свою позицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: