Министерство образования и науки Российской Федерации
НИ Иркутский Государственный Технический Университет
Кафедра Химической Технологии
Отчет по лабораторной работе
Определение фракционного состава нефти
Выполнил: студент группы НБ-10-2 Шагазидинов И
Проверила: доцент Токарева И.А.
Иркутск 2011
Цель работы: Определение фракционного состава нефти
Приборы и материалы: нефтепродукт, термометр, Прибор для перегонки нефти
Теоретическая часть
Фракционированием называется разделение сложной системы компонентов на смеси более простого состава или, в пределе, на индивидуальные составляющие. Применительно к нефти такое разделение можно проводить различными методами, основанными на различии в физико-химических свойствах веществ нефти: температуре кипения (перегонка и ректификация), скорости испарения, зависящей главным образом от молекулярной массы (молекулярная перегонка, тонкослойное испарение), склонности к адсорбции на пористых телах (хроматография), растворимости в различных растворителях экстракция, температуре плавления (кристаллизация из растворов) и др.
|
|
Определение фракционного состава нефти позволяет узнать потенциальное содержание в нефти светлых нефтепродуктов выкипающих до 350ºС.
В технических условиях для авиационных и автомобильных бензинов, авиационных, тракторных и осветительных керосинов, дизельных топлив, а также растворителей одним из важнейших показателей является фракционный состав. Обыкновенно для этих продуктов при проведении разгонки в стандартных условиях нормируется: температура начала кипения, при которой отгоняется 10, 50, 90 и 97,5% (об.) от загрузки, а также остаток (в %) и иногда конец кипения.
Фракционный состав моторных топлив имеет очень важное эксплуатационное значение, так как характеризует их испаряемость в двигателях и давление паров при различиях температурах. Топливо для двигателей с зажиганием от искры должно иметь такую испаряемость, которая обеспечила бы легкий запуск двигателя при низких температурах, быстрый прогрев двигателя, его хорошую устойчивость к переменам режима и равномерное распределение топлива по цилиндрам.
Топливо для воздушно-реактивных двигателей должно быть утяжеленного состава (порядка 150-280°С) для обеспечения надежной работы системы подачи топлива на больших высотах без образования паровых пробок. Вместе с тем, топливо должно отличаться хорошей испаряемостью в камере сгорания и полнотой сгорания.
Поясним для примера значение нормируемых температур: температура начала кипения и особенно температура выкипания (10%) топлива характеризуют пусковые свойства топлива, то есть чем ниже эта температура, тем, следовательно, больше в топливе легкоиспаряющихся веществ и тем легче при более низкой температуре можно запустить холодный двигатель. Однако чрезмерное облегчение фракционного состава, особенно для авиационных топлив, недопустимо, так как приводит к образованию газовых пробок в топливоподающей системе, и прекращению подачи топлива в камеру сгорания. Поэтому температура к началу кипения нормируется всегда не ниже определенного значения.
|
|
Температура выкипания 50% топлива оказывает решающее влияние на быстроту прогрева запущенного на холоде двигателя и на расход топлива для этой цели.
Неменьшее значение имеет и полнота испарения топлива, которая по данным стандартной разгонки хорошо характеризуется температурами выкипания 90, 97-98ºС топлива и конца кипения. При повышении этих температур уменьшается полнота сгорания топлива, что влечет за собой неравномерность в его распределении по цилиндрам двигателя, разжижения смазки, увеличения расхода топлива и масла.
Определение фракционного состава нефти проводят в стандартном аппарате