Тема урока | ГРАЖДАНИН РОССИИ | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях | ||
Образовательные ресурсы | · Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. · Презентация«Гражданин – отечества достойный сын» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arbuzschool.ucoz.ru/index/0-19 | ||
План урока | 1. Гражданин. 2. Права и обязанности граждан России. 3. «Моя хата с краю» | ||
Личностно значимая проблема | Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын! (А. Н. Некрасов) | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Права, обязанности, Конституция, Конвенция, патриот, гражданин, патриотизм | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства | |
Продолжение табл.
|
|
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||||
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | |||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||||
I. Моти-вация к учеб-ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||||||
II. Акту-ализация знаний | Беседа | Организует беседу по вопросам: – Что значит быть патриотом? – Как человек может служить Отечеству? – Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят | Устные ответы | |||||
Продолжение табл.
|
|
понятные речевые высказывания | |||||||
III. Изучение нового матери-ала | 1. Презентация «Гражданин – Отечества до-стойный сын». 2. Работа с терминами. 3. Работа с материалами учебника, рубрика «Путешествие в прошлое», с. 107. 4. Работа с документами и таблицей «Права и обязанности граждан РФ» (Приложение). | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует работу учащихся по изучению новых терминов (гражданин, патриот, патриотизм, конституция), формулирует дополнительное задание: – Составьте предложения или мини-рассказ, используя термины. 3. Организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, проводит беседу: – Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах. 4. Организует работу по изучению статей Конституции РФ и заполнению таблицы, проводит выборочный контроль. | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов. Составляют предложения или рассказ. 3. Самостоятельно знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы, делают собственные выводы. 4. Знакомятся со статьями Конституции РФ, анализируют их, заполняют таблицу. | 1. Индивидуальная работа. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная, фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. | Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на | 2. Уст- ные ответы. 3. Уст- ные ответы. 4. Записи в тетради. |
Окончание табл.
5. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое», с. 110–111 | 5. Организует прочтение исторических фактов и беседу-обсуждение: – Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином своего Отечества? | 5. Знакомятся с материалами рубрики, высказывают собственные суждения | 5. Фронтальная работа | позицию партнёра в общении и взаимодействии | 5. Уст- ные ответы | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Задания в рабочей тетради, № 1, 2, с. 67–68 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует беседу по вопросу: – Как вы думаете, наличие каких прав по Конституции РФ позволяет говорить не просто о человеке, а о человеке-гражданине? | Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | § 13. Задания в рабочей тетради, № 6, 7, с. 70 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение
|
|
Конституция Российской Федерации (фрагменты)