История российского гимна

Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять).

Главная причина появления государственных гимнов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Когда сложились национальные государства и в жизни народов произошли исторические события, сплотившие их и заставившие понять общность своей судьбы, – тогда эти народы испытали нужду в символах, демонстрирующих их единство. Такими символами исстари служили гербы и флаги, но этого было недостаточно. Герб и флаг не всегда оказывались под рукой. Необходим был новый знак, такой, каким имел бы возможность в любой момент воспользоваться каждый гражданин страны, который всегда, в любую минуту был вместе с ним. Таким знаком мог служить только музыкальный символ – гимн. Гимн мог исполнять любой человек, когда его наполняли патриотические чувства, когда он участвовал в важном для своей страны событии, когда он просто желал показать, что он гражданин своего государства.

Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.

Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке. В царствование императора Петра I Великого (1682–1725) был создан «Преображенский марш» (официальная музыка старейшего полка Российской гвардии – Лейб-гвардии Преображенского). Государственным гимном он не являлся, но часто исполнялся на церемониях первой половины XVIII века (так как непременным участником таких церемоний являлась гвардия и ее первый – Преображенский – полк), и российская государственность, особенно у иностранцев, нередко ассоциировалась именно с ним.

В царствование императрицы Екатерины II (1762–1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. А. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез «Гром победы, раздавайся!». Впервые он был исполнен в 1791 году громадным (1200 человек) хором в сопровождении огромного оркестра, в котором одних литаврщиков было 45 человек, а каждый удар большого турецкого барабана сопровождался залпом из 70 пушек. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника.

Рождение первого государственного гимна России произошло в царствование сына Екатерины II императора Павла I Петровича (1796–1801). Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. По церемониалу Павла I при встрече императора войскам полагалось отдавать честь, мужчинам, не служащим в армии, обнажать голову и кланяться, а дамам – вставать и делать низкий реверанс. Но что должно было служить сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, дабы все успели приготовиться к приветствию? Таким сигналом могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае – для встречи императора.

Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный великим русским композитором XVIII века Д. С. Бортнянским на слова поэта М. М. Хераскова. И хотя в официальных документах государственным гимном «Коль славен…» еще не назывался, фактически эта музыка стала первым гимном России.

«Коль славен…» оставался государственным гимном России недолго. Сын Павла I – император Александр I, занявший престол после убийства отца, не принимал и не любил многих внешних атрибутов предыдущего царствования. Кроме того, в императоре Александре Павловиче ярко проявлялась странная и не всегда приятная черта – предпочтение российскому всего иностранного. Особенно сильно эта черта характера Александра Павловича проявилась в 1812–1816 гг., когда он стал вершителем судеб Европы и к его мнению прислушивались все европейские государи.

Великий подъем патриотических чувств, горячее чувство любви к своей стране и государю требовали выражения в символических и художественных формах. В те годы родилось немало патриотических стихов и музыкальных произведений, посвященных подвигам российского императора и его армии. Изменился и государственный гимн. В 1816 году на параде в Варшаве (которая вместе с другими польскими землями стала российским владением в результате победы в войне) по приказу командующего войсками великого князя Константина Павловича (брата Александра I) для встречи императора был впервые исполнен английский гимн «Got save the King». Мелодия гимна была несколько изменена, а хор пел слова на русском языке. Музыка произвела на Александра I большое впечатление, и он отдал распоряжение исполнять её во всех торжественных случаях. Так в 1816 году российским гимном стал английский «Got save the King», причем за ним впервые был официально закреплен статус государственного гимна.

«Got save the King» стал российским гимном под названием «Молитва русских». Слова (сильно измененный перевод с английского) написал поэт Василий Андреевич Жуковский. Музыка была переработана неизвестным композитором (возможно, им был придворный скрипач Антонио Лакоста). Окончательная редакция текста и музыки гимна сложилась к концу 1818 года.

В 1833 году император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Как велась работа над новым гимном, точно неизвестно: единственным источником здесь служат воспоминания композитора Александра Федоровича Львова, которому и суждено было стать автором нового гимна. Известно, однако, что в 1833 году попытки написать музыку гимна предпринимали композиторы М. И. Глинка, М. Ю. Виельгорский и некоторые другие. Никто из них не довел работу до конца, и в середине 1833 года А. Х. Бенкендорф поручил создать музыку гимна А. Ф. Львову. К заданию написать новый государственный гимн А. Ф. Львов отнесся со всей ответственностью талантливого композитора и организованностью настоящего офицера. К октябрю 1833 года работа над музыкой была завершена, и Львов обратился к В. А. Жуковскому с просьбой написать к ней слова. Через месяц слова были готовы. 23 ноября 1833 года в Петербурге состоялось первое исполнение нового гимна. 83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства. В 1908 году было торжественно отпраздновано его 75-летие. Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год, и «Боже, царя храни!», величественный символ процветающей Российской Империи, отошел в историю.

Официально «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 года – через 4 дня после отречения от престола последнего российского императора Николая II. И уже на следующий день – 2 марта – Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала «Марсельеза». Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам. «Марсельеза» оставалась российским государственным гимном недолго – в октябре 1917 года Временное правительство было свергнуто и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы – и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремится провозгласить свою символику, сделали это и большевики – новым гимном России стал «Интернационал».

«Интернационал» был государственным гимном СССР 25 лет и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание. В 1941 году началась Великая Отечественная война. К сентябрю в комиссию поступило свыше 170 проектов текста и около 60 вариантов мелодии гимна. Комиссия решила сначала выбрать текст и только затем приступать к созданию музыки.

В конце сентября 1943 года Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. А. Урекляном (известен под литературным псевдонимом Г. Эль-Регистан). Осень и начало зимы ушли на выбор мелодии. Музыку к новому гимну писали все известные советские композиторы, среди них Д. Д. Шостакович и А. И. Хачатурян, создавшие в рамках конкурса выдающиеся произведения. Всего комиссией было прослушано 43 варианта музыки гимна, причем большинство произведений представлялось по 4–5 раз в разных вариантах исполнения.

Ни одна из новых мелодий так и не была признана подходящей для гимна – И. В. Сталин остановил свой выбор на музыке А. В. Александрова. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 года. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 года.

Новый гимн СССР – гимн, с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 году – стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремились придать Советскому Союзу.

В 1953 году умер И. В. Сталин и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, между тем в тексте советского государственного гимна были слова, вполне, очевидно, прославлявшего покойного вождя («Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий наш путь озарил. / Нас вырастил Сталин на благо народу, / На труд и на подвиг он нас вдохновил»). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой – с 1955 года гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

В 1964 году Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов, и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С. В. Михалков (Г. Э. Уреклян к тому времени скончался) быстро переработал стихи, исключив из них имя Сталина и некоторые формулировки, слишком тесно связанные с Великой Отечественной войной. В новогоднюю ночь 1971 года гимн СССР после 15-летнего перерыва снова был исполнен со словами.

В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял решение о создании российского гимна. В жарких дискуссиях победила точка зрения тех, кто настаивал на том, что Россия – преемница всех государственных образований, существовавших на ее территории, что она черпает свою силу в исторической традиции и только благодаря трудам многих поколений наших предков мы можем с уверенностью смотреть в будущее. Поэтому гимном России должно стать одно из сокровищ классической российской музыки. После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении Михаила Ивановича Глинки «Патриотическая песнь». В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР – российской республики в составе СССР – ее гимн – «Патриотическую песнь» М. И. Глинки. В 1993 году статус государственного гимна был подтвержден Указом Президента Российской Федерации «О Государственном гимне Российской Федерации». Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать.

В 1993 году была принята Конституция России – Основной закон нашей страны. Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами. Принятие законов о государственных символах затянулось. До принятия законов государ-ственные символы существовали по силе указов Президента РФ, подписанных в 1993 году. Сложной была судьба государственного гимна. «Патриотическая песнь» М. И. Глинки отошла в историю – в новогоднюю ночь 2000 года над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.

Почему выбор остановился на гимне А. В. Александрова со словами С. В. Михалкова? Наверное, потому, что этот гимн стал самым ярким и запоминающимся символом советской России – такой России, какой она была более 70 лет, какой она прошла большую часть ХХ века. Это и определило наш сегодняшний день и будет еще сказываться на судьбах нескольких поколений наших потомков. Достоинство гражданина своей страны в том, чтобы помнить прошлое таким, каким оно было, не забывать ни доброго, ни дурного, ни побед, ни поражений, никогда не обманывать себя и учиться на опыте своей истории. Именно поэтому нам недостойно было бы забыть советское время, а напоминанием о нем стал российский государственный гимн.

Памятью о советском времени служит мелодия нашего государственного гимна. Слова же новые, отражающие чувства и стремления сегодняшнего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: