Организация работы и отдыха локомотивных бригад
Автоматизация управления локомотивными парками (АСУлок)
Важным фактором снижения себестоимости перевозок и повышения их доходности является разработка и внедрение комплексных автоматизированных систем, оптимизирующих организацию эксплуатационной работы железных дорог. Одной из них является автоматизированная система управления эксплуатацией локомотивов (АСУлок), обеспечивающая:
- размещение серий локомотивов на сети железных дорог, а также определение весовых норм поездов;
- установление схем и длин участков обращения локомотивов и работы локомотивных бригад;
- суточное, месячное и годовое нормирование потребности в локомотивах и локомотивных бригадах, а также ее прогнозирование на перспективу;
- организацию явки локомотивных бригад на работу;
- оперативное планирование и регулирование работы локомотивов и локомотивных бригад;
- выбор рациональных режимов вождения поездов:
Система АСУлок должна также обеспечивать автоматизацию учета наличия, состояния и дислокации по объектам локомотивов и локомотивных бригад; составление сменно-суточных планов их работы; комплексное нормирование локомотивного парка на сутки, месяц, год и более дальнюю перспективу; комплексный расчет потребности в локомотивных бригадах на эти периоды, анализ показателей использования локомотивов и работы локомотивных бригад; составление именных графиков работы локомотивных бригад.
Для грузового движения задачи АСУлок следующие:
- автоматизированное управление локомотивным парком в оперативном
режиме;
- автоматизированное нормирование локомотивного парка;
- автоматизированный расчет потребности в локомотивных бригадах;
- автоматизированное составление именных графиков работы локомотивных
бригад;
- автоматизация анализа показателей использования локомотивов и
работы локомотивных бригад;
- автоматизация выбора рациональных длин участков и схем обращения
локомотивов и работы локомотивных бригад.
Кроме того, предусмотрено формирование сети автоматизированных рабочих мест локомотивных диспетчеров (уровень дороги и отделения), дежурного по локомотивному депо, пункту приписки бригад и др.
Локомотивные бригады назначаются для управления и технического обслуживания электровозов и электропоездов.
Локомотивная бригада обычно состоит из двух человек: машиниста и помощника машиниста. Машинист отвечает за управление локомотивом, его состояние и за обеспечение безопасности движения.
Для машинистов электровозов и электропоездов установлены первый, второй и третий классы квалификации, которые присваиваются в зависимости от теоретических знаний, стажа и опыта безаварийной работы. Первый класс — высший. Он присваивается машинистам, проработавшим машинистами второго класса не менее четырех лет в поездном движении или шесть лет на маневровой работе, не допускавшим нарушений и аварий в течение последних двух лет и обеспечивающим образцовый уход за локомотивом или электропоездом. По установленным положениям соответственно присваиваются второй и третий классы квалификации.
Первый и второй классы присваивает дорожная квалификационная комиссия, а третий — комиссия депо.
Раз в два года проводятся проверки знаний локомотивных бригад и их практических навыков в обслуживании локомотивов.
Машинист лишается права управления, а помощник свидетельства за крушение, аварию, проезд запрещающих сигналов. Другие виды нарушений и проступков влекут соответствующие меры наказания: лишение права управления и перевод на работу помощником машиниста или слесарем сроком до одного года, а помощник машиниста лишается свидетельства и переводится на работу, не связанную с движением поездов на срок до одного года. Машинист, при лишении права управления, одновременно теряет все ранее присвоенные квалификации.
Обязанности локомотивной бригады. Работники локомотивной бригады обязаны знать и точно выполнять:
- правила технической эксплуатации железных дорог России;
- инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе;
- положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта России;
- правила технического обслуживания и текущего ремонта тягового
подвижного состава;
- правила по технике безопасности и промышленной санитарии;
- приказы, инструкции и указания ОАО «РЖД»;
- приказы и указания управления дороги;
- нормативные документы локомотивного депо и станций участка обращения, относящиеся к работе локомотивной бригады.
На локомотивную бригаду возлагается ответственность за безопасное вождение поездов, за выполнение графика движения, правил технического обслуживания и ухода за тяговым подвижным составом, соблюдение норм расхода электроэнергии на тягу поездов и выполнение заданий по её экономии.
При приемке и сдаче локомотива бригада выполняет соответствующие циклы работ, знакомится с записями сдающей бригады в журнале формы ТУ-152.
Во время поездки бригада обязана поддерживать электроподвижной состав в рабочем состоянии и выполнять работы, предусмотренные правилами проведения ТО-1.
При выполнении работ на станции машинист локомотива выполняет указания дежурного по станции или руководителя маневровой и поездной работы.