Денежная реформа - полная или частичная реорганизация денежного оборота, производимая гос-вом с целью оздоровления и улучшения механизма его функционирования в сложившихся соц.-эк-х условиях.
Для достижения этих целей проведение денежной реформы требует наличия экономических предпосылок, обеспечивающих стабильность покупательной способности денег и в послереформенный период. К числу таких предпосылок относятся:
- повышение объемов произв-ва или устойчивая тенденция снижения темпов спада произв-ва;
- бездефицитность бюджета или устойчивая тенденция к снижению размеров дефицита бюджета;
- накопление гос-вом золотовалютных резервов, необходимых для поддержания устойчивости курса национальной валюты и др.
Типы (виды) реформ:
1) по глубине реформационных мер различают:
а) Структурные (полные) _ денежные реформы (реформы в широком смысле – по Гальчинскому ) проводились в период перехода от
биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно- кредитного денежного обращения или при создании новых государств. Во всех этих случаях нужно не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить существенные перемены в эк-ке, гос. финансах, банковской и валютной системах и др. Такие структурные изменения диктуются особенностями новых денег, которые внедряются в обращение, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.
|
|
б) Реформы частичного типа (реформы в узком смысле) касаются только самой организации ден. оборота и сводятся к изменениям отдельных элементов денежной с-мы. Сама база ден. с-мы, структура эк-ки и ден.-кредитных отношений остаются неизменными. При таких реформах чаще всего меняется масштаб цен, вид и номинал денежных знаков, механизм эмиссии денег и др. (* В современных условиях, когда во всех странах внедрены неполноценные деньги, способ ные к быстрому обесценению, реформы частичного типа проводятся довольно часто и являются наиболее типичными в мировой практике. Наиболее показательными реформами этого типа были денежные реформы 1947 и 1961 годов в СССР. Эти реформы в свою очередь делились на:
- формальные, которые характеризуются частичными изменениями в сфере денежного обращения, не меняют механизма функционирования денег и вносят несущественные изменения в отдельныеэлементы денежной системы страны (изменение дизайна купюры). Но масштаб цен не меняется.
- деноминационые, при которыхнаряду с другими преобразованиями в денежной сфере также осуществляется деноминация денег (укрупнение денежной единицы (изменение масштаба цен)
2) по характеру обмена старых денег на новые:
|
|
а) Неконфискационные реформы - предусматриваютобмен старых денег на новые по единому соотношению. В этом случае уценка запасов денег, доходов и цен для всех эк-х субъектов производится в одинаковых пропорциях не зависимо от представл-х к обмену запасов старых денег и др. критериев, (реформа в Украине в сент. 1996 года)
б) Конфискационная денежная реформа, при которойсоотношение обмена денег дифференцируется в зависимости от величины предоставленного к обмену запаса старых денег, от формы сбережения запаса старых денег, от формысобственности собственника денег (гос. пр-я и др. формы собственности) (Денежная реформа в СССР 1947г.).
(*К этому типу относится и нуллификация – объявление старых денег недействительными)
3) в зависимости от введения новых денег в обращение выделяют
а) одномоментные денежные реформы. К этому типуотносят реформы, при которых введение новых денег в обращение осущ-ся за короткий срок (7-15 дней), на протяжении которого технически возможно обменять старые деньги на новые.
б) денежные реформы параллельного типа - выпуск в оборот новых денежных знаков осущ-ся постепенно, // с обращением старых знаков и они длительное время функционируют одновременно и //. (в Укр. в 1992 -1996 г., в СССР в 1922-1924 г.)
Иногда реформы имеют признаки всех типов.