Основные термины и понятия
Классификация эмпирической динамики в макроэкономике. Экономический цикл, характеристика его фаз. Причины цикличности: интернальные и экстернальные теории. Экономический рост: содержание понятия, показатели, темпы, факторы, концепции роста. Экономический рост и развитие. Инвестиции. Инвестиционный климат России. Экономическая нестабильность: инфляция, безработица. Инфляция: содержание понятия, причины проявления, виды, измерение уровня. Факторы инфляции. Издержки инфляции. Безработица: определение, измерение уровня, формы. Естественный уровень безработицы. Динамика уровня безработицы и ВВП, закон Оукена. Уровень безработицы в РФ. Государственная политика занятости, государственная служба занятости. Отношения социального партнерства.
Для самостоятельной работы предлагается следующее задание:
1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:
|
|
- занятые (З)
- безработные (Б)
- не включаемые в состав рабочей силы (Н)
а) работник, уволенный по собственному желанию;
б) работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня;
в) учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать;
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря;
2. В табл. 7 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода (в тыс. чел.).
Таблица 7
Занятость | Год | |
первый | пятый | |
Рабочая сила | 84 889 | 95 453 |
Занятые | 80 796 | 87 524 |
Безработные | _________ | _________ |
Уровень безработицы (%) | _________ | _________ |
а) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?