double arrow

Некоторые особенности зрения птиц и их стайные построения

Зрение птиц имеет видоспецифичные осо­бенности, приобретенные в процессе длительной кормодобывательной активности и закрепления специфического видового стереотипа поведения; они, в свою очередь, связаны с формированием определенного набора стайных построений.

Для характеристики особенностей строения глаз птиц и расположения их на черепе большинство исследователей применяли методику Рошон-Дьювинью (1943), усовершенствованную Еме (Oehme, 1962), которая предусматривает получение на отпрепарированных глазах у свежедобы­тых птиц следующих данных:

1. Длина оптической оси глаза.

2. Диаметр дна глаза.

3. Высота дна глаза.

4. Диаметр основания роговицы.

5. Рас­стояние от дна глаза до основания роговицы.

6. Высота роговицы.

Глаз как оптическая система подчиняется законам геометрической оптики. Путем применения ряда геометри­ческих расчетов были получены следующие показатели зрения птиц: 1. Угол раскрытия глаза (раствор роговицы, 2f).

2. Показатель чувствительности глаза к свету.

3. Относительная выпуклость роговицы.

4. Светосила глаза

5. Относительный вес (масса) глаз (вес обоих глаз птиц относится к весу тела в граммах).

7. Угол обращенности оптических осей[19] глаз птиц впе­ред, вбок или назад.

8. Угол обращенности оптических осей глаз вверх, горизонтально или вниз.

9. Угол между плоскостью, про­ходящей через оптические оси глаз, и основной плоскостью черепа.

10. Угол расхождения оптических осей глаз, т.е. угол обзора.

11. Монокулярное зрение (угол зрения каждого гла­за в отдельности).

12. Бинокулярное зрение (угол локации) — поле совме­стного зрения обоих глаз.

Ряд этих показателей для 102 видов стайных птиц использован при аналитиче­ском подходе к характеристике их групповых и стайных построений.

Рассмотрение всех полученных нами данных было подчинено одной главной задаче — выяснению эколого-морфологических основ построе­ний стайных птиц, которые наблюдаются во время их полета, а также проявляются во время сбора корма и отдыха в трех природных средах — на воде, на земле и в воздухе.






Сейчас читают про: