Задание 3. «Высшая нервная деятельность»

3.1. Взаимодействие процессов торможения и возбуждения.

Подвесьте на нитке грузик. Испытуемый закрывает глаза и, держа нитку за свободный конец, как можно ярче представляет себе вращение или качание груза. Через некоторое время грузик должен начать раскачиваться без каких-либо видимых движений со стороны руки.

Объясните наблюдаемое явление.

3.2. Индукционное торможение.

Экспериментатор предлагает решить испытуемому в уме по 3 арифметических примера на сложение типа: 26+18; 34+15; 28+13 и т.п. (с переходом через десяток) в двух разных позах – сидя за столом и стоя на левой ноге с поднятой вверх (примерно под углом 45о) прямой правой ногой. Экспериментатор по секундомеру замечает время каждого из ответов.

Сравните время, потраченное на решение примеров в разных позах, и сделайте выводы, как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических задач. Объясните полученные результаты.

3.3. Определение объема кратковременной памяти.

Напишите 25 любых не связанных друг с другом слов. Дайте их для запоминания испытуемому на 1 мин. После этого закройте лист со словами. Испытуемый должен их попытаться воспроизвести (на выполнение задания дается 5 мин).

Используя среднестатистические данные, сделайте вывод об объеме кратковременной памяти у испытуемого.

Если испытуемый запомнил 6 и меньше слов – объем памяти очень низкий; 7-12 – чуть ниже среднего; 13-17 – объем памяти хороший; 18-21 – объем кратковременной памяти отличный, свыше 22 – феноменальная память.

 
 

3.4. Определение величины колебания внимания.

Сравните полученные данные со среднестатистическими. Сделайте вывод об устойчивости непроизвольного внимания у испытуемого.

Среднестатистические данные: при устойчивом внимании изображение меняется не более 11 раз за минуту; при средней устойчивости – 12-20 раз; недостаточно устойчивом – более 20.

Повторите эксперимент, поставив цель как можно дольше удерживать одно из изображений. Сравните результаты между собой. Сделайте вывод о том, как меняется устойчивость при произвольном внимании.

3.5. Оценка логического мышления.

Испытуемый за 5 минут должен найти закономерности в построении каждого ряда, записав недостающие числа.

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, ?,?, 7

2) 1, 4, 9, 16, ?,?, 49, 64, 81, 100

3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, ?,?

4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, ?,?, 76, 78

5) 7, 16, 9, 5, 21, 16, 9,?, 4

6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, ?,?, 92, 94

7) 24, 22, 19, 15, ?,?

Сравните результат эксперимента со среднестатистическими данными. Сделайте вывод о развитии логического мышления у испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: